Учебно-исследовательская лаборатория "Элемент"

Данная программа  способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет обучающимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, оценивать полученные результаты, а также способствует самообразованию и саморазвитию ребенка.

Особенность данной программы заключается в возможности изучения обучающимися новых тем, не рассматриваемых в рамках школьной программы по химии, но которые позволяют строить обучение с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем дети сталкиваются каждый день в быту. Большое внимание в данной программе уделяется экспериментальной и исследовательской работе.

Педагоги

Летовальцева Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1: Вводное занятие

Теория: знакомство с учебно-исследовательской лабораторией «Элемент», правилами поведения и техникой безопасности в кабинете. Правила поведения в МАОУДО ДЮЦ. Ознакомление с правилами техники безопасности, личной гигиены на занятиях. Знакомство обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения.

Практика: игры на знакомство.

Раздел 2. Вода – уникальное вещество

Теория: Окружающая нас вода – это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.

Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.

Раздел 3. Стихия огня

Теория: Знакомство с историей огня в мифологии. Что такое огонь? Какими процессами сопровождается выделение тепловой энергии?

Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.

Раздел 4. Воздух – природная смесь газов

Теория: Общие сведения о составе воздуха. Подробное описание всех газов, присутствующих в смеси.

Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.

Раздел 5. Земля.

Теория: Состав и строение земли. Химический состав. Минеральные соли.

Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.

Раздел 6: Итоговое занятие

 

 

Цели программы

Формирование у обучающихся научной картины мира, повышение уровня теоретической и экспериментальной химической
подготовки через организацию и проведение лабораторных и практических работ.

Результат программы

Знает:

- Теоретические основы процессов, происходящих в природе,

- правила подготовки рабочего места,

- основные приборы лабораторного оборудования,

- приемы работы в лаборатории,

- правила смешения реагентов,

- свойства различных веществ,

-технологию выполнения различных лабораторных работ,

- правила охраны труда


Понимает:

- как самостоятельно выполнять лабораторную работу

- владеет техническими навыками


Применяет:

- полученные знания на практике,

- умения доводить работу до конца.


Анализирует:

- используя самоконтроль и самоанализ

Материально-техническая база

- кабинет с письменными столами, со школьной доской, с сантехническим оборудованием;

- Вытяжной шкаф для хранения реактивов и проведения некоторых лабораторных работ

- шкафы для хранения химической посуды (пробирки, колбы, стаканы и т.д.)

- персональный компьютер, с возможностью подключения мультимедийного оборудования;

- мультимедийное оборудование;

- магнитная доска, стенды.

Реактивы и лабораторное оборудование:


- Индикаторная бумага
- Кусочки цинка Zn

- Соляная кислота HCl
- Пробирки

- Ложка/пинцет

- Спиртовка
- P2O5 – оксид фосфора

- CaO – оксид кальция

- Фенолфталеин

- Метилоранж
- Химические стаканы

- Шпатель
- Поваренная соль – NaCl

- Хлорид меди – CuCl

- Хлорид бария – BaCl2

- Гидрокарбонат калия – K2HCO3

- Хлорид меди – CuCl2

- Хлорид стронция – SrCl2

- Хлорид калия – KCl

- Пинцет
- Перманганат Калия – KMnO4

- Вата

- Круглодонная колба

- Лучинка
- Аморфный кремний

- Диоксид кремний – SiO2

- Mg – магний

- силикат натрия – Na2SiO2

- раствор HCl
- Ступка

- Штатив

- Газоотводная трубка

- Серная кислота H2SO4

- Щёлочь NaOH

- Азотная кислота – HNO3

- Колбы
- Железо

- Щёлочь KOH

- H2O – дист. вода

- Сульфат меди – CuSO4
- Кальций
- Br2 – бром

- Натрий

- Аммиак NH3

- Магний

Дидактические и методические материалы:

1. Таблицы по темам программы

2. Фото, видеоматериалы, иллюстрации

3. Раздаточный материал: карточки