Финансовая грамотность

Программа "Финансовая грамотность" направлена на развитие личности школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Содержание программы опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, технология, литература, история, география и обществознание

 В программе учтены изменения социальной ситуации развития детей в последние десятилетия:

•     возросший уровень информированности детей, использование СМИ как существенного фактора формирования у детей финансовой грамотности и в то же время необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

•     недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью текстов курса научить  школьника читать целенаправленно, осмысленно, творчески;

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска. Содержание программы предполагает конструирование экономических задач и включение их в учебные предметы, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Педагоги

Морева Мария Михайловна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. МОДУЛЬ 1. Как появились деньги и какими они бывают 

Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары,  услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта

2. МОДУЛЬ 2. Из чего складываются доходы в семье 

Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.

3. МОДУЛЬ 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (

Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.

4. МОДУЛЬ 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 

Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.

5. МОДУЛЬ 4. Доходы и расходы семьи

Базовые понятия и знания:  потребности,  деньги,  бартер,  товарные  и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, дохо- ды, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потреб- ления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услу- ги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг

6. МОДУЛЬ 5. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (12 ч)

Базовые понятия и знания: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

7.МОДУЛЬ 6. Человек и государство: как они взаимодействуют 

Базовые понятия и знания: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия

8. МОДУЛЬ 7. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес 

Базовые понятия и знания: банки, вклады (депозиты), процентная став- ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

 

Цели программы

Цель освоения программы: Развитие у учащихся основ экономического образа мышления, воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Задачи:

·         дать основные понятия, используемые при изучении экономики и финансов: «деньги», «семейный бюджет», «экономические отношения семьи и государства», «человек и финансовые организации», «собственный бизнес» и т.д.

·         формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·         развить учебно-познавательный интерес учащихся в области экономических отношений в семье;

·         воспитывать интерес учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Результат программы

Обучающийся научится:

·         правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

·         объяснять причины и приводить примеры обмена товарами, объяснять проблемы, возникающие при обмене;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий;

·         осуществлять различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

·         понимать особенности выполнения учебных проектов  и мини-исследований в области финансов;

·         элементарным способам решения проблем творческого и поискового характера

·         составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации

 Обучающийся получит возможность научиться:

·      представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

·      преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

·      самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·      самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

·      сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

·      осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути  его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

·      планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

·      объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы..

Особые условия проведения

Только для учащихся МБОУ СШ № 5

Материально-техническая база

  • простейшие школьные инструменты: ручка, цветные карандаши или фломастеры, ножницы школьные со скруглёнными концами, линейка обычная, циркуль, ластик;
  • материалы, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), картон (обычный, цветной);
  • компьютерное оборудование, подключение к сети Интернет;
  • проектор, экран;