Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.
Работа с конструктором ЛЕГО способствует воспитанию социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитию самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски.
Курс «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение конструкций и их основных свойств (жесткость, прочность и устойчивость), навыков взаимодействия в группе.
Занятия проводятся в учебном кабинете цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся:
ролевая игра;
беседа;
задание по образцу;
творческое моделирование;
проект.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
преподаватели
Педагог дополнительного образования Пепеляева Наталья Валентиновна
Содержание программы
Раздел 1. "Введение в робототехнику".
Тема: Вводное занятие.
Теория: Введение в предмет. Презентация программы. Правила ТБ, правила поведения в кабинете. История робототехники. История возникновения ЛЕГО. Знакомство видами конструкторов. Виды роботов и их применение.
Раздел 2. «Основы начального моделирования»
Тема: Знакомство с набором "LEGO education 9686".
Теория: Предназначение моделей. Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.
Раздел 3. "Простые механизмы. Теоретическая механика«
Тема: Простые механизмы и их применение. Собираем модель.
Теория: Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение
блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Понятие «Храповый механизм с собачкой», «Кулачок» и их применение. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес.
Практика: Самостоятельная творческая работа моделей «Волчок», «Рычаг», «Колесо и ось», «Блоки», «Клин», «Винт», «Зубчатая передача», «Храповый механизм с собачкой», «Кулачок», "Конструкции".
Раздел 4. "Силы и движение. Прикладная механика"
Тема: Конструирование модели "Уборочная машина".
Теория: Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов – конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов.
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Использование повышающей передачи в уборочной машине".
Тема: Игра "Большая рыбалка«
Теория: Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели – «удилище». Использование механизмов – блоки и рычаги.
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Использование блоков".
Тема: Свободное качение
Теория: Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели – измеритель. Использование механизмов – колеса и оси.
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Создание тележки с измерительной шкалой".
Тема: Конструирование модели "Механический молоток"
Теория: Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели-механический молоток. Использование механизмов – рычаги, кулачки
(эксцентрики). Изучение свойств материалов.
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Вариации рычагов в механическом молотке".
Тема: Конструирование модели "Измерительная тележка«
Теория: Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Сборка модели «Измерительная тележка». Использование механизмов – передаточное отношение, понижающая передача.
Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Измерительная тележка с различными шкалами".
Раздел 5. Творческие проекты
Тема: Творческие работы с применением изученного материала.
Практика: Темы для творческих проектов:
- "Ручная тележка";
- "Лебѐдка";
- "Карусель";
- "Наблюдательная вышка";
- "Мост";
Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за
год.
Цели программы
Развитие конструкторского мышления, учебно-интеллектуальных, организационных, социально-личностных и коммуникативных компетенций через освоение технологии LEGO – конструирования и моделирования.
Результат программы
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
В результате работы с ЛЕГО-конструктором и учебной средой «LEGO education» учащиеся будут уметь и знать:
- правила техники безопасности при работе с конструктором;
- основные соединения деталей LEGO конструктора;
- создавать реально действующие модели роботов;
- работать в группе;
- решать задачи практического содержания;
- моделировать и исследовать процессы;
- переходить от обучения к учению.
Особые условия проведения
Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, по площади не менее 12 кв.м. Общее освещение учебного кабинета обеспечено люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению.
Материально-техническая база
Для проведения занятий по программе используется следующее оборудование:
- интерактивная панель;
- образовательные конструкторы LEGO Education 9886 "Технология и физика";
- учебное пособие для учащихся: технологические карты;
- дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе формата А4 для выдачи на группу обучающихся;
- книги для педагога, входящие в состав наборов LEGO, содержащие рекомендации по проведению занятий.