«Введение в робототехнику»

Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся.

Работа с конструктором ЛЕГО способствует воспитанию социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитию самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски.

Курс «ЛЕГО-конструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет ученикам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение конструкций и их основных свойств (жесткость, прочность и устойчивость), навыков взаимодействия в группе.

Занятия проводятся в учебном кабинете цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся:

ролевая игра;
беседа;
задание по образцу;
творческое моделирование;
проект.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Пепеляева Наталья Валентиновна

Содержание программы

Раздел 1. "Введение в робототехнику".

Тема: Вводное занятие.

Теория: Введение в предмет. Презентация программы. Правила ТБ, правила поведения в кабинете. История робототехники. История возникновения ЛЕГО. Знакомство видами конструкторов. Виды роботов и их применение.

 

Раздел 2. «Основы начального моделирования»

Тема: Знакомство с набором "LEGO education 9686".

Теория: Предназначение моделей. Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.

 

Раздел 3. "Простые механизмы. Теоретическая механика«

Тема: Простые механизмы и их применение. Собираем модель.

Теория: Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение
блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Понятие «Храповый механизм с собачкой», «Кулачок» и их применение. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес.

Практика: Самостоятельная творческая работа моделей «Волчок», «Рычаг», «Колесо и ось», «Блоки», «Клин», «Винт», «Зубчатая передача», «Храповый механизм с собачкой», «Кулачок», "Конструкции".

 

Раздел 4. "Силы и движение. Прикладная механика"

Тема: Конструирование модели "Уборочная машина".

Теория: Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов – конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Использование повышающей передачи в уборочной машине".

Тема: Игра "Большая рыбалка«
Теория: Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели – «удилище». Использование механизмов – блоки и рычаги.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Использование блоков".

Тема: Свободное качение

Теория: Измерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели – измеритель. Использование механизмов – колеса и оси.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Создание тележки с измерительной шкалой".

Тема: Конструирование модели "Механический молоток"
Теория: Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели-механический молоток. Использование механизмов – рычаги, кулачки
(эксцентрики). Изучение свойств материалов.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Вариации рычагов в механическом молотке".


Тема: Конструирование модели "Измерительная тележка«

Теория: Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Сборка модели «Измерительная тележка». Использование механизмов – передаточное отношение, понижающая передача.

Практика: Самостоятельная творческая работа по теме "Измерительная тележка с различными шкалами".

Раздел 5. Творческие проекты

Тема: Творческие работы с применением изученного материала.

Практика: Темы для творческих проектов:

- "Ручная тележка";
- "Лебѐдка";
- "Карусель";
- "Наблюдательная вышка";
- "Мост";

Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за
год.

 

 

Цели программы

Развитие конструкторского мышления, учебно-интеллектуальных, организационных, социально-личностных и коммуникативных компетенций через освоение технологии LEGO – конструирования и моделирования.

Результат программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.

В результате работы с ЛЕГО-конструктором и учебной средой «LEGO education» учащиеся будут уметь и знать:

- правила техники безопасности при работе с конструктором;

- основные соединения деталей LEGO конструктора;

- создавать реально действующие модели роботов;

- работать в группе;

- решать задачи практического содержания;

- моделировать и исследовать процессы;

- переходить от обучения к учению.

Особые условия проведения

Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, по площади не менее 12 кв.м. Общее освещение учебного кабинета обеспечено люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению.

 

Материально-техническая база

Для проведения занятий по программе используется следующее оборудование:

- интерактивная панель;

- образовательные конструкторы LEGO Education 9886 "Технология и физика";

- учебное пособие для учащихся: технологические карты;

 

- дидактические материалы по теме занятия, распечатанные на листе формата А4 для выдачи на группу обучающихся;

- книги для педагога, входящие в состав наборов LEGO, содержащие рекомендации по проведению занятий.