Автостоп

Занятия проводятся в форме: теоретических занятий, практических занятий, экскурсий, бесед - встреч, работы на макетах, с книгой, видеоуроков.  Изучение дорожного движения в 1- 4 классах проводится в форме рассказа, объяснения учителя. Учителя начальных классов применяют игровые технологии. В 5-11 классах наиболее распространенным методом является беседа в сочетании с практическими упражнениями, с использованием схем улиц, дорог; проектный метод, а также метод ситуативного обучения. Особенно эффективным является применение на занятиях разнообразного дидактического материала: дорожные задачи, кроссворды, загадки, контрольные вопросы и использование компьютера, мульти – медиа. При изучении ПДД большую роль играют экскурсии по городу и микрорайону. 

Основные методы реализации программы: внушение,убеждение,пример,упражнение,привычка,поощрение. 

Программа  строится с учётом возрастных особенностей обучающихся. Знания и навыки, полученные детьми в 1-4 классах, расширяются в 5 классе. В 5-9 классах предусмотрено изучение правил в объёме правил велосипедистов. В 10  классах правила движения изучаются с точки зрения водителя, отвечающего за положение на проезжей части, это помогает обучающимся сознательно оценивать поведение пешехода и быть более требовательным к себе.

По способу организации детей и характеру их деятельности занятия могут быть: коллективными – в сотворчестве со сверстниками и взрослыми; комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами деятельности (изодеятельность, конструирование, ознакомление с окружающим миром).

Каждое занятие содержит теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения из Правил дорожного движения по заданной теме - беседы, посвящённые обязанностям участников дорожного движения. Практическая часть заключается в работе обучающихся над дидактическими материалами по заданной теме, сюжетно-ролевые игры, моделирование реальных ситуаций дорожного движения, отработка навыков безопасного поведения на площадке с дорожной разметкой, прогулки по пешеходным маршрутам, подготовка информации для бесед, выступлений агитбригады.

 

 

Педагоги

Классные руководители 1-10 классов

Содержание программы

1 класс: ПДД.Для чего нужно их соблюдать.Город, в котором мы живём.Виды транспорта, служба ГИБДД, ПДД.Наиболее безопасный путь в школу и домой
Мой путь в школу и обратно. Безопасные подходы к школе. Выявление опасных участков.Правила поведения на улице (по тротуару, пешеходной дорожке, обочине) Движение пешеходов: их права и обязанности.Дорожные знаки. Их назначение. Знаки для пешеходов. Мы - пассажиры Личный  и общественный транспорт. Виды транспортных средств. Грузовой, легковой, автомобили со  спец.сигналами Конкурс на лучший рисунок.Игры детей и дорожная безопасность. Где можно, а где нельзя играть.Экскурсия по городу «Наблюдение за движением транспорта и пешеходов».

2 класс: История возникновения ПДД и светофора: как было раньше и как сейчас.Наиболее безопасный путь в школу и домой. Составление маршрута движения «дом-школа-дом».Элементы улиц и дорог.Перекрёстки и их виды. Разметка проезжей части.Движение пешеходов по улице и дороге. Анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах города. Правила перехода улиц и дорог. Виды пешеходных переходов.Скрытые опасности на дороге. Меры предосторожности.Игры детей и дорожная безопасность.  Где можно, а где нельзя кататься на велосипедах, роликах.Конкурс рисунков. Экскурсия по городу.

3 класс: Улица,транспорт, пешеходы. Закон уважения ПДД. Причины ДТП.Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Отличие светофоров для водителей и для пешеходов. Безопасный переход проезжей части по зеленому сигналу.Знакомство с транспортом города. Понятие «маршрутные транспортные средства» Спецсигналы, проблесковый маячок.Мы  - пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте.Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте.Как обходить стоящий трамвай, автобус, автомобиль.Предупредительные сигналы водителей. Понятие «осветительные приборы автомобилей» и их значение. Звуковые сигналы. Сигналы, подаваемые руками.Тормозной путь транспорта.Остановочный путь.Экскурсия по городу.

4 класс: ПДД очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора.Улица,транспорт,пешеходы.Скрытые опасности на дороге.Повторение правил поведения на остановках общественного транспорта. Правила перехода проезжей части после выхода из транспорта.Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие.Дорожные знаки: предписывающие, знаки приоритета.Дорожные знаки: знаки особых предписаний, информационные.Дорожные знаки: знаки сервиса, знаки дополнительной информации.Экскурсия по городу.Обобщающее занятие.

5 класс: Повторяем азбуку пешехода.Наш путь в школу и новые маршруты.Организация дорожного движения. Сигналы светофора. П. 6.1-6.9. Правил дорожного движения. Реверсивный светофор. Светофоры с дополнительной секцией.Сигналы  регулировщика.Инспектор ГИБДД-наш помощник.Дорожные знаки. Дорожная разметка.ДТП.Практическое занятие на специально размеченной площадке.Экскурсия по городу.

6 класс: Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях.Организация дорожного движения.Движение пешеходов,обязанности пешеходов.Велосипедист – водитель транспортного средства.ПДД велосипедистов.ДТП:причины и последствия.Участие обучающихся в пропаганде ПДД.Экскурсия по городу.Итоговая викторина по пройденному материалу.

7 класс: Дети и проблемы дорожной безопасности.Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге.Виды транспортных средств.Труд  водителя.Движение транспортных средств.
Остановочный  путь транспортных  средств.Назначение номерных, опознавательных  знаков и надписей на  транспортных средствах.Этика и культура транспортного поведения.
Фронтальная проверка знаний обучающихся.

8 класс: Законы дорожного движения (история и современность).Светофор. Знаки регулировщика.Дорожные знаки.Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.Поведение обучающихся в вблизи ж/д путей.ДТП(причины,последствия).Профилактика ДТП.Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.Участие  обучающихся в пропаганде правил  безопасности поведения. Практика.

9 класс: Культура поведения пешеходов, пассажира водителя.Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге.Ответственность за нарушение ПДД.Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.Движение пешеходов на загородных дорогах.Движение на ж/д переездах.Поведение  обучающихся при  ДТП. Практическое  занятие.Правила оказания первой медицинской помощи.Оказание первой   медицинской помощи.  Практическое занятие.

10 класс: История  автотранспорта и  безопасности  движения.ПДД. Общие  положения.Обязанности   участников движения: пешеходов и пассажиров.Дорожная разметка. Места перехода проезжей части. Практическое занятие.Дорожные знаки и их  группы.Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.Сигналы регулировщика. Практическое занятие.Права и обязанности, ответственность  граждан за  невыполнение ПДД.Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы-формирование и развитие у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

Обучающие                                                                                                                        

- познакомить обучающихся с основными правилами дорожного движения (ПДД) и требованиями, предъявляемыми к пешеходам, велосипедистам, пассажирам,

- расширять и углублять знания по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,

- освоить методы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма,

Развивающие                                                                                                                      

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать ситуации скрытой опасности,

- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья,

- развивать навыки пропаганды ПДД,    

Воспитательные                                                                

- воспитывать у обучающихся отношение к ПДД как важной общественной ценности,

- воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах,

- способствовать формированию общего уровня культуры у участников дорожного движения.

Результат программы

 

Учащийся 1-4 классов должен

знать/ понимать:      

  • Понятия: пешеход, пассажир, водитель
  • Основные элементы дороги
  • Дорожные знаки,знак «Пешеходный переход».
  • Виды и значения линий дорожной разметки:
  • Виды светофоров и значения их сигналов
  • Правила поведения пешеходов на улицах города, пассажиров

уметь:

  • Действовать на улицах и дорогах в соответствии ПДД
  • Распознавать типичные ситуации (ситуации скрытой опасности), возникающие на дорогах, учиться находить выход
  • Правильно пользоваться общественным транспортом

объяснять:

  • Правила безопасного перехода регулируемых  и нерегулируемых перекрёстков
  • Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка
  • Правила поведения пассажиров на остановке, в транспорте

различать:

  • Элементы дороги
  • Сигналы светофоров для транспорта и пешеходов
  • Пешеходные переходы: подземный, надземный, наземный регулируемый, нерегулируемый
  • Виды транспорта, в т.ч. общественный и личный

приводить примеры:

  • Правильного и неправильного поведения пешеходов, пассажиров на дороге, в транспорте
  • Ситуаций, при которых происходят дорожно- транспортных происшествий.

 Учащийся 5-11 классов должен

знать/понимать:

  • Понятие участники дорожного движения
  • Средства регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик, дорожные знаки и разметка), их назначение
  • Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, пешеходных переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей пешеходами и велосипедистами
  • Правила движения велосипедистов и технические требования к велосипеду.
  • Понятие «остановочный, тормозной путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину
  • Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать свою роль в дорожном движении и понимать личную ответственность как участника дорожного движения.
  • Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и водителей (причины ДТП)
  • Федеральный Закон о БДД, а также административную и уголовную ответственность за нарушение ПДД

уметь:

  • Применять практические умения, полученные в результате обучения
  • Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них
  • Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков и переходов, при пересечении железнодорожных путей
  • Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира
  • Управлять велосипедом в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

объяснять:

  • Комплекс знаний по безопасному поведению: правила поведения пешеходов пассажиров, водителей велосипедов на дорогах, ж/д переездах, при пересечении проезжей части, перекрёстков и т.д.
  • Порядок действий при попадании в ДТП или будучи его свидетелем
  • Что дорога несет потенциальную опасность и подросток  должен быть    дисциплинированным и сосредоточенным.

различать:

  • Регулируемый и нерегулируемый перекресток. Особенности движения транспортных средств на перекрестках.
    Сигналы регулировщика
    Сигналы, подаваемые водителями. 
    Группы дорожных знаков
    Опознавательные знаки и надписи на транспортном средстве.

приводить примеры:

  • Наступающей административной и уголовной ответственности и последствий нарушений ПДД (Федеральный Закон о БДД)
  • Причин детского дорожно-транспортного травматизма.

Особые условия проведения

Программа обучения правилам дорожного движения основывается на специфических принципах:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст обучающихся, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у обучающихся наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только обучающихся, но и родителей.

Материально-техническая база

Занятия по изучению ПДД проводятся в кабинетах, закреплённых за каждым классом. В кабинетах имеется магнитная  школьная доска, мультимедийное оборудование, классный уголок безопасности, который оформляется обучающимися с помощью родителей, классного руководителя.

На школьном дворе имеется дорожная разметка, на 1 этаже расположен школьный уголок безопасности, где проводятся практические занятия. В  конференц-зале,актовом зале  также есть возможность проводить занятия, здесь установлен компьютер,  проектор ( мульти- медиа), экран. Особенно эффективным является использование проектора, который увеличивает и передаёт компьютерное изображение на большой экран, обеспечивая широкий обзор. Площадь конференц-зала, актового зала позволяет проводить подвижные игры и соревнования.

В методическом кабинете школьным инструктором по БДД собраны: наглядно- дидактические  пособия (плакаты, рисунки), художественная литература по ПДД,  учебно- методический комплект (макеты дорог, знаков, машинок, фигурки регулировщиков), макет светофора, набор дорожных знаков,  настольные игры, СD - диски с компьютерными презентациями уроков ОБЖ по  ПДД, компьютерными тестами, презентации, сделанные воспитанниками  клуба ЮИДД, схема микрорайона. В помощь учителю имеются методические разработки, сценарии воспитательных мероприятий, сборники, пособия, художественная литература, памятки для обучающихся, родителей по изучению и соблюдению ПДД, билеты и задачи по ПДД.