"Детство"

Детское хоровое пение – один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической деятельности ребенка. Музыкально-коррекционное воспитание, осуществляемое систематически, начиная с момента поступления ребенка в школу,  способствует более успешному эмоционально-личностному развитию учащихся и улучшает их социальную адаптацию. Хоровое пение как один из видов коллективного музицирования – психокоррекционное средство, способствующее преодолению неадекватных форм поведения, связанных с эмоциональной депривацией умственно отсталого ребенка. Музыкальные способности детей с нарушениями в развитии отличаются определённой спецификой. У многих детей не только отсутствует вокально-хоровая подготовка, но и имеются множественные речевые нарушения, эмоционально- поведенческие расстройства. Отсутствует правильное голосоведение мелодии, интонирование, что является показателем нарушения слухоречевой координации. Поэтому возникает необходимость создания программы по хоровому пению  в условиях коррекционной школы.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  характерны ограниченные возможности узнавания эмоциональных переживаний, воплощённых в музыке, и слабая дифференцированность восприятия средств музыкальной выразительности, которые препятствуют выражению их мыслей и переживаний. Работа по выполнению музыкального задания вызывает у обучающихся  положительные чувства и эмоции, но более продолжительное занятие одним видом деятельности ведёт к потере интереса и быстрой утомляемости. Поэтому в данной программе предложено несколько видов деятельности на занятиях хоровым пением. Процесс обучения пению ребёнка с интеллектуальными нарушениями длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения.

Занятия пением положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности детей: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, чувство ритма. Занятия в хоре проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Программа рассчитана на весь период обучения учащихся. Возраст детей посещающих хоровые занятия от 7 лет и старше. Коллектив поделён на две хоровые группы - младшая (начальные классы) и старшая (старшие классы).

С учётом специфики  развития детей с нарушением интеллекта, нельзя забывать и об особенностях выбора репертуара. При выборе репертуара важно соблюдение принципа доступности. Музыкальные произведения должны соответствовать интеллектуальным, физическим, психоэмоциональным возможностям детей. Репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: - иметь диапазон мелодии удобный для воспроизведения детьми;                                     несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Обучающиеся  гораздо легче усваивают более трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Педагоги

Кузнецова Светлана Анатольевна

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж.
Распевание. Разучивание песни к Дню учителя.
Певческая  установка. Выразительное исполнение песни.
Пение учебно-тренировочного материала. Работа над дикцией и ритмическим рисунком.
Работа над ритмическим рисунком и чётким вступлением.
Работа над певческой артикуляцией. Выразительное исполнение.
Выразительное исполнение песни. Правильное дыхание.

Разучивание песен к Новому году. Работа над певческой артикуляцией.
Разучивание песен к Новому году. Работа над чистотой звука.
Выразительное исполнение. Работа над дикцией и ритмическим рисунком.
Исполнение песен по выбору обучающихся.

Разучивание песни к 23 февраля. Работа над  чётким вступлением, дыханием.
Работа над ритмическим рисунком и чётким вступлением.
Работа над певческой артикуляцией. Выразительное исполнение.
Разучивание песни к 8 марта. Работа над дикцией.
Выразительное исполнение песни.
Исполнение песен по выбору обучающихся.

Разучивание  песен к 9 мая. Работа над дикцией и ритмическим рисунком.
Работа над певческой артикуляцией. Выразительное исполнение.
Пение учебно-тренировочного материала. Работа над дикцией и ритмическим рисунком.
Повторение всех пройденных  песен в течение года. Работа над выразительным исполнением.

Цели программы

Реабилитация эмоционально-волевой сферы обучающихся средствами вокально-хорового искусства

Результат программы

Предполагаемые результаты (младшая  группа):

Минимальный  уровень:

- различные темпы (быстрый, медленный); звучание (громкое, тихое);

-музыкальные инструменты и их звучание (фортепиано, барабан, скрипка);

-высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

-характер и содержание знакомых мелодий;

 -значение динамических оттенков (форте – громко, пиано - тихо)

 

Достаточный  уровень:

- правильно сидеть и стоять при исполнении, сохраняя прямое без напряжения        положение корпуса и головы;

-внятно произносить слова, понимая их смысл;

-самостоятельно узнавать и называть выученные песни;

-брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, одновременно всей группой;

- петь спокойно, без выкриков, правильно артикулируя гласные звуки;

-различать весёлый и грустный характер музыки;

-одновременно начинать и заканчивать песню по руке дирижёра; не опережать других, петь дружно, слаженно;

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (весёлые,  грустные, спокойные).

Предполагаемые результаты (старшая  группа):

Минимальный  уровень:

- различные темпы (быстрый, медленный); звучание (громкое, тихое);

-музыкальные инструменты и их звучание;

-высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

-характер и содержание знакомых мелодий;

 -значение динамических оттенков (форте – громко, пиано - тихо);

-правильно дышать (не поднимая плеч);

-петь фразы на одном дыхании;

-петь без сопровождения;

-петь фразы на одном дыхании:

Достаточный  уровень:

- правильно сидеть и стоять при исполнении, сохраняя прямое без напряжения        положение корпуса и головы;

-внятно произносить слова, понимая их смысл;

-самостоятельно узнавать и называть выученные песни;

-брать дыхание спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, одновременно всей группой;

- петь спокойно, без выкриков, правильно артикулируя гласные звуки;

-различать весёлый и грустный характер музыки;

-одновременно начинать и заканчивать песню по руке дирижёра; не опережать других, петь дружно, слаженно;

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения;

-знать гигиену певческого голоса.

Материально-техническая база

Фортепиано, музыкальные инструменты