Юные математики

В  данный кружок включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки  или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данном  кружке  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

    В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.

В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса является повышение  интеллектуальных способностей  ученика.  Занятия проводятся в игровой форме, они нацелены на развитие логики, интуиции, слова и наглядного образа, а также развитие подвижности и гибкости мышления детей, фантазии, воображения. В течение года дети выполняют проекты по темам курса.

Педагоги

Соловьева Елена Николаевна

Содержание программы

Из истории математики – 4 ч

Занимательные задания с римскими цифрами.  Числа от 1 до 100.  Старинные русские меры длины и массы.

Математика в играх – 7 ч

       Математические головоломки. Электронные математические игры. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов»,  «Магазин», «Какой ряд дружнее?».

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и другие.

 

Ах, этот мир задач!– 6 ч

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

 

Геометрия вокруг нас  - 7ч

Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры,

имеющие одну и несколько осей симметрии.  Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным   контуром

конструкции.  Поиск нескольких возможных  вариантов решения. Составление и

зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу).

Очень важную науку постигаем мы без скуки – 10ч

Головоломки с цифрами, числовые ребусы, магические квадраты, загадки с использованием чисел, логические задачи, математические фокусы..«Веселый счёт» – игра-соревнование;  математические игры, игры – КВН.

Цели программы

Развитие логического математического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения.

Результат программы

Обучающийся будет знать:

-свойства арифметических действий;

-способы сравнения и измерения площадей;

-разрядный состав многозначных чисел;

-названия геометрических фигур;

-способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Обучающийся будет уметь:

-устно выполнять вычислительные приемы;

-использовать знания для решения заданий;

-узнавать и изображать геометрические фигуры;

-строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

-анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

-осуществлять самостоятельный поиск решений;

-Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации, где отражается деятельность воспитанников.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет математики