Редактор

Кружок «Юный редактор» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Программа кружка «Юный редактор» рассчитана на детей 15-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.

Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.

Педагоги

Семёнова Елена Васильевна

Содержание программы

Теоретическое обучение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

1.     Экскурс в историю журналистики.

Значение журналистики. Её роль в обществе.

Газетный мир. Для чего нужна газета?

«Листая страницы истории…»

Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.

Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».

Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России.  Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.

2.     Журналистика – творческая деятельность

Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

 Работать в команде:

Редакционный и типографский процесс.

Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.

Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.

Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.

3.     Содержательная модель газеты

С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

Макет газетной полосы.  Тематическая модель газеты.

Рубрики.

Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.

Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.

Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.

Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.

Графическая модель газеты

Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

Роль фотоматериалов в газете.

Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.

Роль фотоматериалов в газете. Заставка.

Газетный материал

Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

О чём писать? Источники информации.

Тема найдена, что дальше?

Корректура.

Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.

Выбор темы: о чём писать?  Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.

Литературное редактирование. Понятие корректуры.

Газетные жанры

Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Жанр информации.

Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

Жанр интервью: человек или проблема?

 Очерк, зарисовка

Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

Информационные жанры. Информация.  Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.

Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.

Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки.  Основные правила и законы при подготовке интервью.

Очерк, зарисовка. Особенности жанра.

Этика журналистского «Я»

Неписанные законы журналистской этики.

Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.

 

Цели программы

Сформировать у обучающихся представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества средствами журналисткой деятельности.

Результат программы

К концу обучения обучающие должны:

- иметь понятие о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе; о работе редакционного коллектива; о структуре газетного номера;

- знать наиболее важные этапы в истории журналистики, специфику основных жанров публицистики; основы корректуры и редактирования текста

- уметь находить темы для публикаций, собирать материал, работать с различными источниками информации, готовить материалы в изученных жанрах, владеть навыками компьютерного набора текста.

После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ.

Материально-техническая база

Кабинет для проведения занятий, компьютер, проектор, настенный экран. Литература, раскрывающая основы журналистики,

справочная и энциклопедическая литература, помогающая найти материал для рубрики «Календарь знаменательных дат».