Рекомендуем посмотреть
Редактор
Кружок «Юный редактор» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли корреспондентов. Кроме того, занятия по программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
Программа кружка «Юный редактор» рассчитана на детей 15-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.
Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.
Педагоги
Семёнова Елена Васильевна
Содержание программы
Теоретическое обучение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.
1. Экскурс в историю журналистики.
Значение журналистики. Её роль в обществе.
Газетный мир. Для чего нужна газета?
«Листая страницы истории…»
Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.
Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».
Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.
2. Журналистика – творческая деятельность
Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.
Работать в команде:
Редакционный и типографский процесс.
Редакционный коллектив. Характер работы редакции.
Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.
Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.
Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.
3. Содержательная модель газеты
С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.
Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.
Рубрики.
Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.
Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.
Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.
Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.
Графическая модель газеты
Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.
Роль фотоматериалов в газете.
Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы.
Роль фотоматериалов в газете. Заставка.
Газетный материал
Что и как писать? Фактура. Язык газеты.
О чём писать? Источники информации.
Тема найдена, что дальше?
Корректура.
Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.
Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.
Литературное редактирование. Понятие корректуры.
Газетные жанры
Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.
Жанр информации.
Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».
Жанр интервью: человек или проблема?
Очерк, зарисовка
Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).
Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации.
Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.
Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки. Основные правила и законы при подготовке интервью.
Очерк, зарисовка. Особенности жанра.
Этика журналистского «Я»
Неписанные законы журналистской этики.
Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.
Цели программы
Сформировать у обучающихся представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества средствами журналисткой деятельности.
Результат программы
К концу обучения обучающие должны:
- иметь понятие о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе; о работе редакционного коллектива; о структуре газетного номера;
- знать наиболее важные этапы в истории журналистики, специфику основных жанров публицистики; основы корректуры и редактирования текста
- уметь находить темы для публикаций, собирать материал, работать с различными источниками информации, готовить материалы в изученных жанрах, владеть навыками компьютерного набора текста.
После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ.
Материально-техническая база
Кабинет для проведения занятий, компьютер, проектор, настенный экран. Литература, раскрывающая основы журналистики,
справочная и энциклопедическая литература, помогающая найти материал для рубрики «Календарь знаменательных дат».