Биологические закономерности в природе

Занятия кружка помогут систематизировать знания, полученные в 6 – 8 классе для успешной аттестации учащихся. С этой целью особое внимание уделяется повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками тем из основной школы: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, обращается внимание на формирование у обучающихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

Педагоги

Орлова Ирина Владимировна 

Содержание программы

Раздел №1. Биология - наука о живой природе

Биология как наука.
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Раздел №2. Клетка как биологическая система

Клеточная теория.
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. 

Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.

Фотосинтез, его значение.

Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.

Хромосомы.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел №3. Организм как биологическая система

Разнообразие организмов.
Вирусы — неклеточные формы жизни

Половое и бесполое размножение организмов.
Способы размножения организмов.

Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. 

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.

Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана.

Наследование генов, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Развитие знаний о генотипе

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.
Виды наследственной изменчивости.

Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология.

Раздел № 4. Многообразие организмов

Систематика. Основные систематические группы живых организмов.
Бактерии, грибы, лишайники

Классификация растений.
Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Голосеменные и Покрытосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.Основные типы беспозвоночных.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных

Раздел № 5. Человек и его здоровье

Строение организма человека. Система органов человека.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

Вид, его критерии. Характеристика популяции. Основные факторы эволюции, их значение.

Микроэволюция, и макроэволюция. Результаты эволюции.

Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. 
Биосоциальная природа человека. 

Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.

Биосфера, ее компоненты.
Проблемы устойчивого развития биосферы.

Цели программы

Создание условий для поддержания и развития познавательного интереса к изучению биологии, формирование более глубоких и систематических знаний по курсу биологии с целью успешной сдачи ОГЭ по предмету и осознанного выбора направления будущей профессии.

Результат программы

Личностные результаты:

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

• развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

Метапредметные результаты:

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

4. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Особые условия проведения

Работа с лабораторными и демонстрационными приборами, с использованием посуды и принадлежностей для опытов.

Материально-техническая база

Компьютер, проектор

Кабинета биологии и его оснащение.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

Таблицы (демонстрационные и раздаточные комплекты), транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.

Карточки с заданиями, тесты, дидактические материалы для индивидуального обучения, организации самостоятельной работы обучающихся.

Натуральные объекты: гербарии, коллекции, комплекты микропрепаратов, объёмные модели, рельефные таблицы, магнитные модели-аппликации,

Наборы муляжей.

Приборы: демонстрационные и раздаточные.

Демонстрационные:

для демонстрации водных свойств почвы,

для демонстрации всасывания воды корнями растений,

для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных.

Раздаточные:

для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе,

лупа ручная, микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов: демонстрационные, лабораторные.