- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Профессиональная ориентация
- Биологические закономерности в природе
Биологические закономерности в природе
Занятия кружка помогут систематизировать знания, полученные в 6 – 8 классе для успешной аттестации учащихся. С этой целью особое внимание уделяется повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками тем из основной школы: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, обращается внимание на формирование у обучающихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Педагоги
Орлова Ирина Владимировна
Содержание программы
Раздел №1. Биология - наука о живой природе
Биология как наука.
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
Раздел №2. Клетка как биологическая система
Клеточная теория.
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.
Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.
Фотосинтез, его значение.
Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.
Хромосомы.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Раздел №3. Организм как биологическая система
Разнообразие организмов.
Вирусы — неклеточные формы жизни
Половое и бесполое размножение организмов.
Способы размножения организмов.
Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия.
Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.
Хромосомная теория наследственности. Законы Т. Моргана.
Наследование генов, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Развитие знаний о генотипе
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.
Виды наследственной изменчивости.
Селекция, ее развитие и основные методы. Биотехнология.
Раздел № 4. Многообразие организмов
Систематика. Основные систематические группы живых организмов.
Бактерии, грибы, лишайники
Классификация растений.
Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Голосеменные и Покрытосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.
Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.Основные типы беспозвоночных.
Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных
Раздел № 5. Человек и его здоровье
Строение организма человека. Система органов человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения.
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.
Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
Вид, его критерии. Характеристика популяции. Основные факторы эволюции, их значение.
Микроэволюция, и макроэволюция. Результаты эволюции.
Происхождение человека. Движущие силы и этапы эволюции человека.
Биосоциальная природа человека.
Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности
Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.
Биосфера, ее компоненты.
Проблемы устойчивого развития биосферы.
Цели программы
Создание условий для поддержания и развития познавательного интереса к изучению биологии, формирование более глубоких и систематических знаний по курсу биологии с целью успешной сдачи ОГЭ по предмету и осознанного выбора направления будущей профессии.
Результат программы
Личностные результаты:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Метапредметные результаты:
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, астениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
4. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Особые условия проведения
Работа с лабораторными и демонстрационными приборами, с использованием посуды и принадлежностей для опытов.
Материально-техническая база
Компьютер, проектор
Кабинета биологии и его оснащение.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
Таблицы (демонстрационные и раздаточные комплекты), транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.
Карточки с заданиями, тесты, дидактические материалы для индивидуального обучения, организации самостоятельной работы обучающихся.
Натуральные объекты: гербарии, коллекции, комплекты микропрепаратов, объёмные модели, рельефные таблицы, магнитные модели-аппликации,
Наборы муляжей.
Приборы: демонстрационные и раздаточные.
Демонстрационные:
для демонстрации водных свойств почвы,
для демонстрации всасывания воды корнями растений,
для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных.
Раздаточные:
для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе,
лупа ручная, микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов: демонстрационные, лабораторные.