"На стороне подростка"

          Данная программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «На стороне подростка», реализованной в 1 полугодии 2020 – 2021 учебного года.

          Педагогическое взаимодействие в процессе реализации программы осуществляется с помощью арт-терапевтических методов работы.

          Арт-терапия – это лечение через творчество, забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. Это методы работы, основанные на использовании художественного творчества (игра, рисование, лепка из пластилина, рисование карандашами и красками, работа с песком, сказкотерапия, мульт-терапия, музыкотерапия и мн.др.) Работа с использованием арт-терапии не требует специальных способностей и талантов от ребенка. Благодаря арт-терапевтическим методам, подросток выражает и осознает свои переживания, по-новому смотрит на жизненные ситуации, переосмысливает отрицательный опыт и формирует более активную жизненную позицию.

           Образование является социальным институтом, с помощью которого общество учит своих членов навыкам, знаниям, нормам и ценностям, которым им нужно научиться, чтобы стать хорошими, продуктивными членами своего общества.  Образование является важной частью социализации. Из психологических исследований следует, для 80% обучающихся из числа опрошенных характерны социальная дезориентация, проявляющаяся в неуверенности в себе, неосознанности собственных потребностей, мотивов, интересов, школьной неуспешности, неприятии социальных правил и норм, антисоциальных поступках, сильных отрицательных эмоциях, выражающихся в конфликтах или депрессиях, формировании негативных образов семьи, невозможности строить своё будущее.

          Анализ реализации программы за 1 полугодие 2020 – 2021 учебного года подтвердил своевременность поставленных задач, содержания работы, а также выбранных методов помощи подросткам. Наблюдение за подростками в процессе занятий, результаты их рефлексии на каждом занятии, анализ опроса по изученным темам свидетельствуют о трудностях в освоении программного материала. Не в полной мере освоены знания об особенностях своей личности, экологичных способах выражения эмоций, приёмах эффективного общения, взаимоотношениях в семье. Необходимо продолжить развитие умений поддержать свою самооценку, уверенность в себе, анализировать, выражать эмоции здоровым способом, эффективно выстраивать взаимоотношения в классе, в семье.

         Данные сведения в совокупности с тем, что арт-терапевтическая работа привлекает подростков своей простотой и многообразием, определяют актуальность программы.

         Программа реализуется в рамках учреждения дополнительного образования. При наличии запроса реализация программы возможна в общеобразовательных организациях.

         Отличительные особенности программы. Исследования ученых (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Н.Н. Толстых, Л.И. Божович и др.), современных психологов Г.В. Семьи, Л.В. Петрановской, Ю.Б. Гиппенрейтер, собственный профессиональный опыт свидетельствуют о том, что подростки нуждаются в без оценочном внимании и поддержке, в развитии и обучении, в уважении и признании, в общении и принятии сверстниками, испытывают потребность в творческом самовыражении и самореализации, потребность в постановке целей, острую потребность выражать свои эмоции и мысли, быть услышанными и понятыми. Эти потребности одновременно являются ресурсом личности подростка. Содержание программы ориентировано на удовлетворение потребностей подростка, на развитие личности, соответствующей социальному заказу общества.

Педагоги

Давыдова Ирина Валерьевна

Содержание программы

№ Тема занятия
1.И снова, здравствуйте!
2.Я это Я
3.Мои потребности
4.Мои потребности
5.Мои интересы и мотивы
6.Мои интересы и мотивы
7.Мой характер
8.Мой характер
9.Моя самооценка
10.Моя самооценка
11.Мои границы
12.Мои границы
13.Гнев и тревога
14.Гнев и тревога, способы выражения
15.Обида
16.Способы преодоления обиды
17.Чувство вины и стыда
18.Способы преодоления вины и стыда. Ответственность
19.Мои социальные роли: сын
20.Мои обязанности
21.Моя семья
22.Общение в семье
23.Конфликты в семье
24.Мои социальные роли: друг
25.Мои друзья
26.Мои друзья
27.Общение с друзьями
28.Ссоры с друзьями
29.Я – ученик
30.Я – ученик
31.Моё прошлое
32.Моё прошлое
33.Моё настоящее
34.Моё настоящее
35.Я в будущем
36.Я в будущем
37.Подведение итогов
38.Подведение итогов

Цели программы

обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся, содействие личностному и эмоциональному развитию, успешной социальной адаптации.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся приобретают

          Знания:

- об особенностях своей личности (потребности, интересы, мотивы, характер, границы, самооценка, эмоции, социальные роли);

- о приемах эффективного общения, экологичных способах выражения негативных эмоций;

- о позитивных семейных отношениях, семейных ролях.

          Умения:

-поддержать собственную самооценку, сохранить уверенность в себе, осуществлять рефлексию;

- применять эффективные приёмы общения и использовать экологичые способы выражения негативных эмоций;

-использовать приемы эффективного общения в семье и с друзьями.

           Навыки:

- работы в группе,

- обоснования своей позиции.

Материально-техническая база

1.Помещения, учебные кабинеты для реализации программы, отвечающие всем установленным санитарно – гигиеническим и пожарным требованиям.

2.Учебные кабинеты, оборудованные компьютером с учебным программным обеспечением, видеопроектором, демонстрационным экраном, специализированными цифровыми инструментами учебной деятельности (компьютерными программами), учебной магнитной доской, стульями, столами.

3.Демонстрационный материал: записи мультфильмов «Кунг-фу Панда 1», «Кунг-фу Панда 2», "Кунг-фу Панда 3"

4.Канцелярские принадлежности: бумага, ручки, маркеры, фломастеры, карандаши, краски, пластилин

5.Кинетический песок