Основы туризма

Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, география, биология, трудовое обучение, информатика. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному изучению данных предметов. Программа разработана на основании большого спроса детей и их родителей на дополнительные образовательные услуги в области туризма и краеведения, опираясь на собственный многолетний опыт педагога.

Педагоги

Горбунова Татьяна Валентиновна

Содержание программы

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Чем полезны и интересны спортивные походы и соревнования. Что такое спортивный туризм? Обзор видов туризма. Что такое туристское многоборье? Виды соревнований.

Инструктаж по технике безопасности. Обзор предстоящих походов и соревнований по фотоматериалам и отчетам о походах предыдущих групп.

Тема 2.Туристское снаряжение. Личное и групповое, специальное. Подбор личного снаряжения для походов. Укладка рюкзака, снаряжение для приготовления пищи: котлы, таган, костровой трос и его закрепление, герметизация (защита от воды) спичек и упаковка продуктов, пила двуручная и безопасное пиление дров, топор малый и безопасная колка дров. Виды палаток. Ремнабор.Элементарное самодеятельное снаряжение, основы ремонтных работ; хранение, уход, порядок учета и сдачи группового снаряжения, его подготовка к походу.

Формы и методы работы – беседа, лекция, демонстрация снаряжения, игра «Что возьмем в поход?», практические занятия по укладке рюкзака.

Тема 3. Туристский быт. Организация туристского лагеря (бивуака) в походе выходного дня. Оборудование кострища, разведение костра с использованием растопки: береста, лучина, сухое горючее, сбор хвороста, валежника, сухостоя. Правила безопасной работы кострового: подготовка кострового места, использование костровых рукавиц, необходимость непрерывности слежения за костром, заготовка дров, безопасная рубка дров. Типы костров, правила разведения. Установка палатки. Распределение обязанностей по выполнению работ в лагере; выбор места для ночлега, устройство ночлега; правила техники безопасности при выполнении работ по лагерю.

Формы и методы работы – инструктаж, соревнование внутри группы. 

Тема 4 Краеведение. Знакомство обучающихся с туристскими возможностями родного края.  Экскурсия в краеведческий музей. Животные и растения нашей местности.

Формы и методы работы – беседа, экскурсия, викторина.

Тема 5. Ориентирование и топография. Компас, его устройство и правила работы. Определение азимута. Азимутальный выход.Понятие о топографической карте, масштаб, измерение расстояний по карте с использованием известного масштаба, простейшие условные знаки топографических карт, комплексные задания, знакомство со спортивной картой, простейшие знаки спортивных карт, вид объектов на местности, понятие о план-схеме, ориентирование в закрытых помещениях («лабиринт»),парковое ориентирование.

Формы и методы работы – беседа, практическая работа, игра «Топографическое домино», игра «Найди клад».

Формы контроля – опрос, соревнование внутри группы.

Тема 6. Питание в походе. Упаковка продуктов. Нормы продуктов. Составление меню. Сроки хранения продуктов, организация общего туристского стола, соблюдение правил гигиены при питании на природе.  Варка на костре.

Формы и методы работы – беседа, практическое занятие.

Формы контроля – опрос, зачетная работа.

Тема  7. Основы доврачебной помощи. Простейшие фиксирующие повязки при вывихах, растяжениях и ушибах, переломах. Наложение повязки при капиллярном кровотечении.Предупреждение мозолей, потертостей и других травм в походах и на соревнованиях. Походная аптечка.

Формы и методы работы – практическое занятие, беседа.

Формы контроля –практический зачет.

Тема 8. Узлы, используемые в спортивном туризме. Изучение узлов по группам их применения; практическое применение изученных узлов. Формы и методы работы – практические задания в классе, на местности.

Формы контроля – зачет.

Тема 9. Основы техники пешеходного туризма. Организация и преодоление переправ через реки, овраги и.т.п; движение по склонам, с использованием специального снаряжения; техника прохождения болот и лесных завалов, техника безопасности; использование знаний и умений по ТПТ на различных соревнованиях. Прохождение веревочного городка.  Формы и методы работы – лекции, тренировки на местности, участие в соревнованиях.

Формы контроля – оценка результатов прохождения трасс на тренировках и соревнованиях.

Тема 10.Распределение обязанностей в туристической группе. Постоянные и временные должности в туристической группе; права и обязанности командира группы; права и обязанности завхоза по питанию и снаряжению; права и обязанности врача и ремонтника группы; права и обязанности дежурного по приготовлению пищи, метеоролога, штурмана.

Формы и методы работы – лекции, беседы, индивидуальные занятия. Формы контроля – опрос, оценка применения знаний, умений и навыков в походе.

Тема 11. Походы, слеты, соревнования. Правила проезда группы туристов в транспорте, правила движения походной колонны по лесным дорогам и тропам, по шоссе, участие в соревнованиях, однодневные пешеходные и лыжные походы, летний пешеходный поход выходного дня с одной – двумя ночевками.

Формы и методы работы – инструктаж, походы, выезды.

Формы контроля – оформление газеты, анализ результатов соревнований.

Цели программы

Цель программы: создание условий для самореализации и социальной адаптации, оздоровления, творческого развития и профессионального самоопределения личности подростка средствами туризма и краеведения.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

- освоение обучающимися  образовательной программы по годам обучения.

- Участие обучающихся в походах различной степени и категории сложности.

- Расширение знаний о родном крае.

- Участие обучающихся в туристических соревнованиях, слётах, форумах, конференциях  различного уровня.

- Социальная активность обучающихся.

- Оказание обучающимися помощи в организации и проведении походов, туристской полосы и туристских слетов для школ района и начинающих туристов.

Реализация цели и задач данной программы направлены на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в объединении, на сплочение единого социально-активного коллектива.

Содержание программы первого года обучения предусматривает усвоение детьми начальных знаний - азбуки туризма: сведений по вопросам подготовки и проведения походов: по подготовке и использованию туристского снаряжения, доврачебной помощи, организации ночлега, приготовлению пищи в походе; основных сведений о своём крае; элементарных понятий ориентирования на местности; усвоение основ техники и тактики пешеходного туризма; знаний основ топографии.

         В первый год занятий особенно важно воспитать у обучающихся осознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить самим, дружно, всем вместе,  так, чтобы они поняли на собственном опыте, что хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых.

Идёт знакомство детей с правилами соревнований по парковому ориентированию, правилами соревнований по спортивному туризму «дистанция пешеходная», технике и тактике пешеходного туризма, рогейну. Усваиваются основные понятия и отрабатываются туристские навыки. Основной воспитательной задачей первого года обучения является создание положительного микроклимата в группе, так как от этого будет зависеть успех дальнейших походов и туристских соревнований. Поэтому на занятиях проводится много игр и тренингов на сплочение коллектива.

Зачетным мероприятием первого года обучения является двух – трехдневный поход в зависимости от подготовленности группы.

 Содержание программы второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, а также накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому путешественнику для осуществления похода первой  и второй степени сложности.

На втором учебном году Практические занятия и учебно–тренировочные походы выстраиваются таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выполнять работу, предложенную руководителем; участвовать  в соревнованиях по спортивному ориентированию, рогейну, спортивному туризму «дистанция пешеходная» и  «дистанция комбинированная», туристских слетах. В результате проведения походов расширяются знания о своем районе.

         Содержание программы третьего года обучения предусматривает закрепление и дальнейшее изучение азбуки туризма: максимально подготовить воспитанников к участию в походе третей степени, или первой категории сложности, к умению выживать в экстремальных условиях, уметь применять способы транспортировки пострадавшего, наводить совместно с руководителем различные переправы, самостоятельно участвовать в туристских соревнованиях различного уровня и принимать участие в проведении туристских соревнований, выступать в качестве судий на туристских соревнованиях.

         Цель третьего года обучения – формирование устойчивого интереса подростков к занятиям туризмом, путем создания туристско-инструкторского актива.

          Содержание программы третьего года обучения предусматривает, что после выполнения необходимых нормативов и сдачи зачета по теоретической части подростки становятся младшими инструкторами школьного туризма. Теперь на занятиях подростки выступают не только в роли обучаемых, но и в качестве стажёров сами готовят и проводят тренировки, практические занятия и культурно-массовые мероприятия, организуют туристские полосы для начинающих туристов или выступают на них в качестве помощника руководителя.

         По окончании программы, обучающиеся совершают поход 3-ей степени сложности, или 1-ой категории сложности, в зависимости от индивидуальных особенностей группы, получают спортивные разряды по пешеходному туризму. Получают сертификат, подтверждающий прохождение курса обучения по программе. 

Все личные достижения обучающихся фиксируются в таблице «Личные достижения обучающихся» по годам обучения. Наиболее успешные обучающиеся ежегодно награждаются грамотами объединения и учреждения.

Учебно-тематические планы каждого года обучения взаимосвязаны и вариативны. Включают теоретические и практические занятия в помещении и на местности. Учебно-тематические планы могут быть изменены в связи с изменением учебной нагрузки педагога, возрастом и индивидуальными способностями обучающихся.

Особые условия проведения

Условия для реализации программы

          1. Опыт педагога. Для реализации программы необходимо, чтобы руководитель туристской группы имел туристскую квалификацию, соответствующую той спортивной программе, которую он для себя наметил.

         2. Материально-техническая и учебно-методическая база. Для реализации программы необходимо иметь помещение для занятий с группой, комплект группового снаряжения для походов, рассчитанный на количество занимающихся в группе и комплект наиболее дорогостоящего личного снаряжения: рюкзаки, спальные мешки, коврики. Впоследствии дети приобретут себе личное снаряжение. Специальное снаряжение, как личное, так и групповое. Помимо снаряжения необходимо иметь наглядные пособия по топографии, медицине, спортивному туризму и ориентированию. Карты местности по которой совершаются походы.