Шахматный кружок

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в  школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с  раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагоги

Варфаламеев Владимир Леонидович

 

Содержание программы

В кружке занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. В кружок принимаются все желающие. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

 

Цели программы

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

o    познакомить с историей шахмат,

o    дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

o    привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

o    научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,

o    научить уважать соперника,

o    развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,

o    ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

 

Результат программы

К концу  обучения учащиеся должны

 знать:

·        Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

·        шахматные правила FIDE;

·        обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·        ценность шахматных фигур.

·        принципы игры в дебюте;

·        основные тактические приемы;

·        термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·        некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

·        правила игры в миттельшпиле;

·        основные элементы позиции.

·        правильно разыгрывать дебют;

·        грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·        проводить элементарно анализ позиции;

·        составлять простейший план игры;

·        находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

·        точно разыгрывать простейшие окончания;

·        пользоваться шахматными часами.

 уметь:

·        ориентироваться на шахматной доске;

·        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·        правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·        различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·        рокировать;

·        объявлять шах, мат;

·        решать элементарные задачи на мат в один ход.

·        правильно вести себя за доской;

·        записывать шахматную партию;

·        матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

·        грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·        находить несложные тактические приемы;

·        точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:

Особые условия проведения

Работа в группах

Материально-техническая база

.        Ученические столы ,стулья

·         словарь шахматных терминов;

·         комплекты шахматных фигур с досками – 4 штук.