"Волшебный завиток"

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента ( зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать творческие возможности дошкольников.

Программа "Волшебный завиток" направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Педагоги

Алтухова Марина Васильевна, воспитатель детского сада, соответствие занимаемой должности "воспитатель", стаж педагогической работы - 20 лет

Содержание программы

Организация занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет. Форма реализации программы-занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей (10 человек). Всего 30 занятий в год. Длительность занятий: в старшей группе – не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).В середине занятия проводится физкультминутка.

Примерная структура занятий: сюрпризный момент; чтение стихов, отгадывание загадок; беседа или рассказ воспитателя; рассматривание образца, схемы, иллюстраций; физкультминутка; практическая деятельность детей;анализ детских работ, оформление выставки.

Тематический план

1 год обучения (старшая группа, возраст детей -5-6 лет)

Октябрь

Вводное занятие. Знакомство детей с квиллингом

Овечка из элемента «рулончик»

Мухомор из элемента «рулончик»

Наливные яблочки на дереве из элемента «рулончик»

Ноябрь

«Украшение посуды» из элемента «рулончик»

Дождик из элемента «капелька»

Осеннее деревце из элемента «капелька»

Солнышко из элемента «капелька»

Декабрь

Накормим снегирей рябиной из элемента «капелька», «рулончик»

Украсим ёлочку разными игрушками из элемента «капелька», «рулончик»

Украшение ёлочных шаров из элемента «капелька», «рулончик»

Открытка к Новому году -  Ангел из элемента «капелька», «рулончик»

Январь

Снежинка из элемента «капелька», «рулончик»

Ёлочка из элемента «капелька», «рулончик», «квадрат»

Зайчик (1 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Зайчик (2 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Февраль

Валентинка из элемента «капелька»

Открытка к 23 февраля (1 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Открытка к 23 февраля (2 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Подарок для мамы (1 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Март

Подарок для мамы (2 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Аквариум ( 1 занятие)из элемента «капелька», «треугольник»

Аквариум ( 2 занятие)из элемента «капелька», «треугольник»

Пальма и черепашка (1 занятие)из элемента «капелька», «треугольник», «рулончик»

Апрель

Пальма и черепашка (2 занятие)из элемента «капелька», «треугольник», «рулончик»

Стрекоза (1 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Стрекоза (2 занятие)из элемента «капелька», «рулончик»

Пасхальное яйцо из элемента «капелька», «рулончик»

Май (диагностика)

Утка с утятами из элемента «капелька», «рулончик»

Воздушные шары из элемента «капелька», «треугольник»

Ландыши из элемента «капелька», «рулончик»

Бабочки из элемента «капелька», «рулончик»

 2 год обучения (подготовительная группа, возраст детей -6-7 лет)

Октябрь

Вводное занятие. Вспомнить с детьми что такое квиллинг, откуда он к нам пришёл. Вспомнить основные элементы

Фрукты в вазе из элементов «капля», «рулончик»

Поднос гжель из элементов «капля», «рулончик», «стружка»

Кленовый лист из элементов «капля»

Ноябрь

Флаг России из элемента «капелька»

Синичка из элементов «капелька», «рулончик», «треугольник» (1 занятие)

Синичка из элементов «капелька», «рулончик», «треугольник» (2 занятие)

Портрет осени из элементов «капелька», «рулончик», «треугольник»

Декабрь

Зимнее дерево из элементов в виде стружки

Снеговик «большой рулон», «капля», «глаз»

Новогодняя открытка «Ёлочка» из элементов «капля», «глаз» (1 занятие)

Новогодняя открытка из элементов «капля», «глаз» (1 занятие)

Январь

Снежинка из элементов «капля», «рулончик» барельеф (1 занятие)

Снежинка из элементов «капля», «рулончик» барельеф (2 занятие)

Февраль

Салют для папы (1 занятие)

Салют для папы (2 занятие)

Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик» (1 занятие)

Март

Ромашки для мамы из элементов «капля», «рулончик» (2 занятие)

Групповая работа «Прилетели птицы» из элементов «капля», «рулончик», «стрела» (1 занятие)

Групповая работа «Прилетели птицы» из элементов «капля», «рулончик», «стрела» (2 занятие)

«Ракета» «рулончик», «полумесяц», «квадрат», «треугольник» (1 занятие)

Апрель

«Ракета» « рулончик», «полумесяц», «квадрат», «треугольник» (2 занятие)

Пасхальное яйцо «капля», «рулончик» барельеф(1 занятие)

Пасхальное яйцо «капля», «рулончик» барельеф(2 занятие)

Открытка к Дню Победы из знакомых элементов(1 занятие)

Май (диагностика)

Открытка к Дню Победы из знакомых элементов(2 занятие)

Насекомые из знакомых элементов(1 занятие)

Насекомые из знакомых элементов(2 занятие)

 

Цели программы

Цель программы

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить детей с основными понятиями и элементами техники квиллинг ( круглый ролл, «капля», «глазик», «стрелочка», «спираль» и т.д.);
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами данной техники;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству квиллинга;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Результат программы

После изучения данного курса дошкольники:

  • узнают историю развития квиллинга; познакомятся с искусством бумагокручения;
  • узнают различные приемы работы с бумагой;
  • закрепят основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и воспроизводить схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • научатся создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • получат навыки культуры труда;
  • улучшат коммуникативные способности  и  приобретут навыки  работы в коллективе.

 

Особые условия проведения

В первую очередь принимаются воспитанники МДОУ № 12, у которых по результатам диагностического обследования обнаружены слабо-развитая мелкая моторика пальцев рук и неусидчивость. На свободные места принимаются желающие воспитанники МДОУ № 12

Ограничения:

  • возраст менее 5 лет и старше 8 лет;
  • ограниченные возможности здоровья.

Материально-техническая база

Реализация программы требует наличие отдельного учебного кабинета. Проводится в кабинете педагога- психолога. Учебный кабинет со столами, стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для проведения занятий с подгруппой детей (10 человек).

Развивающая предметно- пространственная среда в кабинете содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и безопасна, эстетически- привлекательна.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • ноутбук;
  • электронные образовательные ресурсы (презентации);
  • мольберт;
  • клей ПВА;
  • карандаш;
  • салфетки;
  • цветной, белый картон;
  • цветная офисная бумага А4;
  • ножницы;
  • наглядные пособия(образцы скручивания полосок бумаги, шаблоны, иллюстрации, схемы, инструкционные карты);
  • загадки;
  • комплект методической литературы:
  1. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
  2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.
  3. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
  4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
  5. http:/stranamasterov.ru