Театр- студия "Модерн"

Настоящая программа разработана на основе программы Ганелина Е.Р. обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих приёмов и реализует принцип системно-деятельностного подхода к обучению. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

Педагоги

Калинин Кирилл Александрович

Содержание программы

I. Мастерство актёра.

Теория.

1. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия.

2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.

3. Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.

Практика.

1. Освоение принципов сценического поведения. Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения:

Внимание:

  • Поймать хлопок.
  • Невидимая нить.
  • Много ниточек, или невидимое зеркало.

Освобождение мышц:

  • Взрыв. 
  • Ртутный шарик.

Воображение

  •  Я – скульптор, а моя рука – глина.
  • Чугунный шар.
  • Замороженный.
  • Суета.
  • Переход.
  • Написать ногами коллективное письмо.
  • Рождение фантастического существа.
  • Жизнь бабочки.

Первый драматургический материал

  • Поваренная книга.
  • Сказка.

 II. Сценическая речь.

Теория.

1. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.

2. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.

Практика.

1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом.

2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.

3. Упражнения артикуляционной гимнастики.

4. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными.

5. Упражнения с текстами скороговорок.

6. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.

 

III. Постановочная работа.

Работа над спектаклем:

1. Выбор пьесы, чтение и обсуждение с детьми. Распределение ролей.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

5. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

6. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

7. Создание декораций и костюмов.

8. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

 

Цели программы

Развитие ключевых компетенций учащихся среднего школьного возраста средствами театрального кружка.

Задачи:

Образовательные:

— научить действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на его эмоциональное состояние;

Развивающие:

— развивать  творческие возможностей детей;

— развивать познавательную сферу (мышление, речь, память, воображение);

Воспитательные:

— воспитывать культуру речи, 

— формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни.

Результат программы

Личностные результаты:

— осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

— этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

— умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

— анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

— планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;

— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

— осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

— пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.

— понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

— проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

— включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

— работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

— обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;

— предлагать помощь и сотрудничество другим;

— слушать собеседника и слышать его;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;

— осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

— выполнять упражнения актёрского тренинга;

— строить этюд в паре с любым партнёром;

— развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

— учатся говорить четко, красиво;

— видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

— сочинять этюды на заданную тему;

— изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;

— умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).

 

Материально-техническая база

Учебно-методические средства обучения:

  • аудио- и видеозаписи, презентации;
  • реквизит для этюдов и инсценировок.

Материально - техническое обеспечение:

  • компьютер с выходом в Интернет;
  • аудио- и видеовоспроизводящая аппаратура;
  • световое техническое оборудование;
  • материал для изготовления реквизита и элементов костюмов.