Шашки

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах.

Традиционно проводятся соревнования между школами, техникумами и колледжами города Тулы.

Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. В программу введен раздел «Начальные сведения об игре в международные шашки».

Педагоги

Шкатова Валерия Евгеньевна

Содержание программы

Развитие физической культуры и спорта в стране. Цели и задачи физического воспитания. Спортивная классификация и ее значение. Разрядные требования по шашкам.

Правила игры в русские шашки.

• шашечная доска;

• наименование диагоналей доски;

• цель игры;

• ход;

• ходы шашки;

• первый ход;

• момент совершения хода;

• прикосновение к шашке;

• шашечная нотация;

• определение результата партии;

• различные виды проигрыша;

• различные виды ничьей;

• неправильности при ведении партии.

Правила проведения соревнований.

• виды и характер соревнований;

• системы проведения соревнований;

• возрастные группы участников;

• права и обязанности участников;

• контрольные часы и пользование ими;

• время на обдумывание ходов;

• запись партии, учет сделанных ходов;

• откладывание партии;

• доигрывание отложенной партии;

• результаты соревнований;

• проведение командных соревнований;

• проведение соревнований по швейцарской системе.

Общее правило равновесия сил: потеря уже одной шашки ведет к проигрышу; дамка сильней шашки; принцип стеснения (ограничения) действий противника. Понятие о шашечной позиции. Позиционное преимущество - важнейший путь к достижению победы.

Значение центральных полей доски. Показ силы центра на примерах.

Значение размена и понятие о темпе. Как понимать в шашках оппозицию. Понятие выгодной и невыгодной оппозиции. Размен и правильное пользование им. Понятие о темпе. Учет возможностей размена в плане игры.

Элементарные ловушки в начале партии. Показ и разбор примеров.

Различные способы выигрыша шашки. Разнообразие тактических приемов в игре.

Важность умения пользоваться тактическими приемами. Расчет ходов в партии.

Техника проведения тактических приемов. Значение техники игры в окончаниях.

Разбор различных способов выигрыша шашки.

Тактика угрозы. Угроза как распространенный тактический прием и игре.

Физиологические особенности умственной деятельности человека в свете учения академика И.П. Павлова. Влияние физической культуры и спорта на организм спортсмена.

Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, как непременное условие укрепление здоровья, физических сил и достижения высоких спортивных результатов.

Общая физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых качеств.

История развития шашек в нашей стране. История шашек от древних времен до наших дней. Выдающиеся мастера прошлого: А. Петров, С. Воронцов, А.И. и В.И. Шошины, Ф. Каулен, Д. Саргин, П. Бодянский, В. Соков и др.

Технически трудные окончания. Дамка и две простые против дамки. Значение позиции Д. Саргина для теории шашечных окончаний. Три дамки против дамки и простой. Три дамки против дамки и двух простых.

Расчет ходов в окончаниях. Важность знания правила оппозиции. Разбор примеров.

Три дамки против одной в окончаниях. Треугольник А.Д. Петрова.

Борьба одной шашки против двух и более шашек. Характерные ничейные позиции в борьбе одной шашки против двух.

Борьба простых. Две шашки против двух. Три шашки против двух. Типичные позиции из борьбы трех шашек против четырех. Четыре шашки против четырех.

Совместная борьба дамок и простых. Различные случаи борьбы дамок против простых, находящихся на одном фланге. Борьба дамки против двух и трех простых, находящихся на разных флангах. Совместная борьба дамок и простых против дамки, а также против дамки с простыми шашками. Дамка и простая против простых.

Атака и защита. Что означает атака в шашечной партии. Атака на пункт. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров.

Правила игры в шашки. Отличия в правилах игры в русские и международные шашки. Различные виды ничьих в международные шашки. «Удар новичка».

Ловушки в начале партии. Разбор примеров.

Концовки. Как понимать шашечную концовку. Практическая ценность изучения шашечных концовок. Связь концовки с практической игрой. Разбор концовок на различные темы с целью уяснения их идейного содержания и технических приемов выполнения задания. Примеры концовок.

Этюдное творчество. Понятие об этюде. Важность знания этюдных приемов борьбы для практической игры. Связь этюда с партией. Этюд как показатель важного принципа экономичности игры. Борьба простых в этюдах. Разбор примеров, характеризующих этюдную борьбу простых. Этюды с дамками. Борьба дамок против простых. Борьба дамок с простыми против простых в этюдах. Разбор примеров.

Цели программы

Цель кружка- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Результат программы

Личностные результаты:

- присчитывание ходов в игре способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремленность, из-за чего ребенок становится мудрее и дальновиднее;

- понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию;

- длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине;

- воспитывается выдержка и терпение, ведь желание выиграть заставляет довести партию до конца.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- умение анализировать и достигать поставленной цели;

- умение прогнозировать и корректировать игру.

Познавательные:

- осуществлять анализ ходов во время игры;

- умение действовать в соответствии с правилами игры и прощитывать алгоритм ходов.

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её;

- умение задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнером;

- умение адекватно реагировать на результат игры.

Предметные результаты:

- овладение основам шашечной игры;

- обучение детей шашкам способствуют повышению успеваемости в школе;

- систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы;

- шашки развивают важную способность - ценить и рассчитывать время. Такие условия развивают скорость мышления, усиливают концентрацию внимания, делают игрока более эмоционально-устойчивым и расчетливым;

- игровые партии воспитывают умение просчитывать в уме на 10 и более ходов вперед.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет проектной деятельности