«Безопасное поведение на улицах и дорогах города Архангельска»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасность дорожного движения» (далее – программа) социально-педагогической направленности направлена на воспитание у детей серьезного отношения к с жизни, ответственность за свои поступки, формирование навыков законопослушного, безопасного поведения в процессе
дорожного движения, обучение правилам оказания первой медицинской помощи.

Актуальность и практическая значимость формирования у подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах связана с высокими показателями количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей. Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания, это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь
мы, взрослые: родители, учителя. С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным.

Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что грамотного участника дорожного движения можно и нужно воспитывать с детства. Если сначала приучить ребенка правильно ходить по дорогам, потом управлять велосипедом, то, садясь за руль автомобиля во взрослом возрасте он будет соблюдать правила дорожного движения.

Новизна данной образовательной программы в том, что:
а) во время занятий выявляется готовность учащихся к обеспечению своей безопасности в процессе дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, водителя велосипеда;
б) некоторые темы занятий («Дорожные ловушки» и др.) построены так, чтобы учащиеся предлагали наиболее приемлемые варианты выхода из сложных дорожных ситуаций, исходя из соображений большей безопасности;
в) на основе полученных знаний учащиеся значительно лучше ориентируются на дороге, оценивают её не только с позиции пешехода, но и водителя, пассажира транспортного средства;
г) обучение может быть начато с любого возраста.

Педагоги

Рухлова Нина Васильевна
Богданова Евгения Васильевна
Зайцева Анна Владимировна
Кокорина Алина Алексеевна
Блинова Ксения Юрьевна
Баскова Светлана Леонидовна
Сергеева Ольга Дмитриевна
Макарчук Анна Леонидовна
Жолобова Татьяна Николаевна
Суровегина Анна Владимировна
Дмитрова Светлана Викторовна
Курпас Ольга Сергеевна
Шадрина Нелли Ивановна
Зубарева Елена Леонидовна
Поташева Валентина Владимировна
Меркушева Екатерина Евгеньевна
Некрасова Ольга Ивановна
Жданова Наталья Вячеславовна
Шумкова Наталья Игоревна
Комарова Мария Валентиновна
Мартюшова Екатерина Александровна
Бова Кристина Витальевна
Куприянович Марина Олеговна
Фофанова Елена Александровна
Бутова Елена Александровна
Попова Анастасия Сергеевна
Бобровская Елена Валерьевна
Кухтина Анжелика Николаевна
Куприянович Марина Олеговна
Котцова Ольга Владимировна

Содержание программы

Город, поселок, микрорайон, где мы живем: история возникновения ПДД, виды транспорта, ПДД, служба ОГИБДД,
Детский дорожно-транспортный травматизм, причины ДТП.
Статистика.
Мой путь в школу
Дорожная этика
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Правила перехода проезжей части.
Перекрестки и их виды
Разметка проезжей части
Способы регулирования дорожного движения. Сигналы регулировщика
Мы – пешеходы. Обязанности пешехода
Виды светофоров и их сигналы
Мы – пассажиры. Обязанности пассажиров
Знакомство с дорожными знаками
Дорожные ситуации со скрытой опасностью («дорожные ловушки»)
Мы – велосипедисты
Где можно, а где нельзя играть
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
Тормозной и остановочный путь, скорость транспортных средств.
Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах
Правила пользования и поведения в общественном транспорте
Правила перехода улицы при высадке из транспортных средств.
Движение учащихся в группе и колонне

Труд водителя. Обязанности водителя. Действия водителя в случае
ДТП. Виды ДТП
Движение по загородным дорогам
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Оценка дорожных ситуаций
Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП
Итоговое занятие

Цели программы

Пропаганда правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Результат программы

7-11 лет (1-4 классы)
Ученик научится знать (понимать):
Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, кювет, поребрик, ограждения.

Дорожные знаки из групп предупреждающей, запрещающей, предписывающей и
особые предписания.

Различия пешеходных переходов: подземный, надземный, наземный
(регулируемый, нерегулируемый) их обозначения и правила перехода.

Виды светофоров и значения их сигналов, а так же, сигналы регулировщика и
назначение разметки.

Понятие: пешеход и правила движения по дорогам

Понятия: пассажир, общественный транспорт, личный транспорт, правила
поведения в транспорте.

Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного
перехода или перекрестка.

Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различия между регулируемым и
нерегулируемым перекрестком. Особенности движения транспортных средств на перекрестках.

Понятие: велосипед, кто им управляет, правила для водителей велосипедов.

Сигналы, подаваемые водителями.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для безопасного поведения на дорогах и улицах города Архангельска;
—оказания первой помощи при необходимости;
— для оценки дорожных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
Характеризовать основные методы познания правил дорожного движения: наблюдение, логическое мышление, анализ;
получит опыт реального действия; сохранять физическое, психологическое здоровье, обеспечить их безопасность.
11-16 лет (5–9 классы):
Ученик научится и будет знать (понимать):

Обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов.

Виды и назначения светофоров значения их сигналов.

Группы дорожных знаков: предупреждающая, приоритета, запрещающая, предписывающая, знаки особых предписаний, информационная, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Понимать их значение.

Виды и назначение разметки.

Ситуации скрытой опасности на дороге и уметь находить выход из них.

Технические требования к велосипедам и проезды перекрестков на велосипедах.

Федеральный Закон о БДД а также Административную и Уголовную ответственность за нарушение ПДД.

Сигналы, подаваемые водителями и движение транспортных средств.

Назначение опознавательных знаков и надписей на транспортном средстве.

Оказание первой помощи при ДТП, виды травм.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для безопасного поведения на дорогах и улицах города Архангельска;
— оказания первой помощи при необходимости;
— для оценки дорожных ситуаций и нахождения выхода из них.

Особые условия проведения

Ограничений нет.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.
- мебель: столы и стулья не менее, чем на 30 учащихся, доска;
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки, экран;