«Морянка»

Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания учащихся начальных классов является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник через традиционную культуру своего региона входит в культуру
России и общечеловеческую культуру.
Основная идея курса - конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе.
Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их
объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе - через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований,
где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях, осознает ценность освоенных знаний.
Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности. Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.
В курсе краеведения «Морянка» соблюден принцип природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребенка. Изучение материала начинается с ближайшего окружения - дома, семьи, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, городов котором живут ученики, область как часть России и мирового пространства.

Педагоги

Баскова Светлана Леонидовна

Сергеева Ольга Дмитриевна

Макарчук Анна Леонидовна

Жолобова Татьяна Николаевна

Суровегина Анна Владимировна

Дмитрова Светлана Викторовна

Шадрина Нелли Ивановна

Зубарева Елена Леонидовна

Поташева Валентина Владимировна

Содержание программы

«Вот она какая, дорогая родина моя» -посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины.

«Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.

«Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов.

«Мой Северу скупой чародей!» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять.

«Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Цели программы

Содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.
Реализация цели предполагается через систему задач:
формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе;
формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Результат программы

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, сметливости, талантливости, щедрости поморов;

основы национального самосознания;

положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

способность к самооценке;

осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Обучающийся получит возможность для формирования:

устойчивого интереса к изучению истории своего края;

чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края;

умения оценивать свои эмоциональные реакции;

эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

следовать установленным правилам;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

находить необходимую информацию в различных источниках;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;

выделять существенную информацию из учебных и научно- популярных текстов;

моделировать различные ситуации, схемы, макеты;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов;

строить сообщения в устной и письменной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

владеть диалогической формой коммуникации;

сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра;

аргументированно критиковать допущенные ошибки;

обосновывать своё решение.

Предметные результаты

Тема I. Вот она какая, дорогая родина моя!
Обучающийся научится:

описывать элементы герба и флага Архангельской области;

объяснять значение символики Архангельской области;

работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его;

находить на карте Архангельскую область;

определять на карте местонахождение городов Архангельской области, стран Баренцева Евро-Арктического региона;

находить место изученных событий истории родного края на «ленте времени»;

узнавать памятники истории и культуры родного края;

рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города (села);

готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе использования дополнительной информации;

описывать важные события из истории родного края (освоение Севера, основание Архангельска, пребывание Петра I на Севере, битва у Новодвинской крепости, освоение Арктики);

работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;
оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство
исторической перспективы.


Особые условия проведения

Ограничений нет.

Материально-техническая база

программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4-х классов;
хрестоматия о Русском Севере «Морянка»;
рабочие тетради «Морянка» для 2, 3, 4-х классов;
словарь-справочник для младших классов (Архангельская область);
методические рекомендации для учителей по реализации курса краеведения "Морянка"