Экспериментариум (детский сад «Светлячок»)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что–то самому.

        

Педагоги

Рудакова Лидия Серафимовна

Содержание программы

В программе «Экспериментариум» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с детьми по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в старшей возрастной группе, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций.

Цели программы

 Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Результат программы

Во время проведения опытов дети научатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», "Давайте посмотрим, что будет, если ...", научатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым  у детей разовьются любознательность, наблюдательность и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Материально-техническая база

• Микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
• Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
• Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
• Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы и деревянные катушки;
• Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
• Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.