Грамотейка (детский сад «Светлячок»)

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В процессе изучения программы у детей будут закрепляться умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка,  развиваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки; а также станет более совершенной звуковая сторона речи, т.е. ребёнок сможет овладеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных). Специально подобранные дидактические игры, упражнения и задания позволят расширить словарный запас детей, научат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, разовьют грамотность ребёнка. Данная программа предназначена для детей подготовительной к школе группы.

Педагоги

Прибыткова Анжелика Николаевна

Содержание программы

· развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а именно:

- развитие умения вслушиваться в слова; определение на слух протяжённости слова;

- выделение звуков;

- различение звуков, близких по звучанию;

- определение позиции звука в слове;

- определение последовательности и количества звуков в слове;

· развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

- умение различать гласные и согласные звуки;

- умение определять согласные звуки по звонкости – глухости; твёрдости – мягкости;

- умение составлять звуковую схему слова, а также составлять слова из букв разрезной азбуки;

- закрепление навыка делить слова на слоги, определять ударный слог;

· развитие навыка языкового анализа:

- деление речевого потока на предложения, предложения – на отдельные слова;

- умение делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении.

В программе учтены общедидактические принципы:

· последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

· доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

· наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

· индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

· результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

· межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Цели программы

Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Результат программы

К концу учебного года дети овладеют следующими умениями и навыками:

1. Выделяют звук из слова; определяют позицию звука в слове, звуковой состав слова; различают звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам ([с] – [ш], [з] – [с], [ч] – [т], [м] – [мь] и т.д.)

2. Самостоятельно составляют звуковые схемы слов, различные по слоговому составу; схемы предложений.

3. Характеризуют звуки, дифференцируя их на гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
4. Умеют делить слова на слоги, используя различные способы. Правильно расставляют ударение в словах.

5. Подбирают слова по заданной звуковой модели.
6. Анализируют речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их. Определяют количество слов в предложении и их последовательность.

7. Различают звук и букву.

Материально-техническая база

Групповая ячейка