Звёздный

Дополнительная общеразвивающая программа «Звёздный» предусматривает приобретение учащимися основных знаний о своём крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведение краеведческих наблюдений и исследований, оказание первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своём клубе.

Первый и второй год обучения является базовым, так как даёт начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения.

 

 

Педагоги

педагог дополнительного образования Богданова Ирина Викторовна, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

1 год обучения

1. Введение. Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия.
2. Основы туристской подготовки:
- туристское снаряжение. Оборудование для краеведческой работы;
 - организация туристского путешествия;
 - туристский быт;
 - гигиена туриста. Первая (доврачебная) помощь в походе;
 - топографическая подготовка юного туриста, ориентирование на местности;
- подведение итогов похода;
3. Краеведческая работа в походе
- наш край;
- изучение и охрана природы;
- изучение и охрана памятников истории культуры;
- наблюдения за погодой в походе;
- краеведческие наблюдения. Фиксирование их в походе;
4. Общая физическая подготовка:
- физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе.
5. Итоговое занятие.

2 год обучения

1. Введение.
- туристско-краеведческая деятельность учащихся.
2. Основы туристкой подготовки:
- основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов; 
- организация и проведение туристских прогулок и походов;
- туристское снаряжение;
- организация туристского быта;
- топографическая подготовка и ориентирование;
- медико-санитарная подготовка, гигиена.
3. Краеведческая работа в походе:
- общая характеристика края: история, география, природа;
- культура и народные традиции;
- природа и экология, охрана природы;
- сбор краеведческого материала.
4. Общая физическая подготовка.
5. Итоговое занятие.

3 год обучения

1. Обеспечение безопасности:
- правила безопасности при занятиях спортом;
- правила безопасности в спортивных походах и экскурсиях, поведения в общественных, зрелищных местах, на улице  и на транспорте;
- действия в аварийной (экстремальной) ситуации.
2. Основы туристско-спортивной подготовки:
- виды туризма, история развития;
- нормативные документы (спортивные походы и туристское многоборье);
3 Туристская топография и ориентирование на местности:
- карты для туризма и спорта. Масштабы карт;
- условные знаки топографических и спортивных карт;
- изображение рельефа на картах;
- работа с компасом. Азимут;
- виды ориентирования на местности;
- техника ориентирования на местности;
- действия в случае потери ориентировки. Границы полигонов.
4. Организация туристского быта в полевых условиях:
- биваки. Организация бивачных работ;
- снаряжение для похода: групповое, личное;
- питание в походе.
5. Краеведение:
- родной край. Природные особенности. История;
- экскурсионные объекты родного края, музеи;
- краеведческие наблюдения в походе Краеведение на туристских соревнованиях;
- охрана окружающей среды.
6. Основы медико-санитарной подготовки:
- профилактика заболеваний и травм в спортивных походах и на занятиях;
- оказание первой доврачебной помощи;
- транспортировка пострадавшего.
7. Туристское многоборье:
- виды туристского многоборья;
- технические этапы пешей дистанции; 
- техника и тактика пешего туристского многоборья;
- организация страховки и самостраховки.
8. Походы. 
9. Общая и специальная физическая подготовка.
10.Итоговое занятие.

Цели программы

Формирование  у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков. 

Результат программы

1 год обучения «Отчий край»

Учащийся должен знать:

- какую пользу для организма человека приносят прогулки и экскурсии;

- историю названия улицы, на которой живёт;

-флору и фауну территории на которой проживает;

- законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности;

- походную одежду: название, назначение;

-как укладывать вещи и продукты в походную сумку;

-правила поведения в строю;

- строевые команды;

- правила расположения на месте отдыха (привале) для питания и игр;

- правила безопасности на прогулках и экскурсиях;

- основные правила туристского быта, типы и назначение костров;

- основы гигиены туриста;

- предупреждение мозолей, натоптышей, потертостей и других травм;

- состав аптечки и назначение медикаментов;

- карту географическую и условные знаки на ней;

- виды памятников;

- географическое положение, природные особенности, рельеф, климат Архангельска;

- экономические и культурные связи с другими регионами страны;

- комплексе упражнений утренней зарядки.

 

Учащийся должен уметь:

- правильно ходить по местности, наблюдать и зарисовывать интересные места, предметы;

- правильно укладывать вещи и продукты в походную сумку;

- правильно выполнять строевые команды;

- соблюдать: правила дорожного движения, правила поведения на экскурсиях и прогулках, правила поведения в городском транспорте;

- пользоваться топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом;

- оформить фотостенд или фотоальбом группы о походе выходного дня;

- изготавливать носилки из подручных материалов;

- оказывать первую помощь при появление мозолей, натоптышей, потертостей;

- копировать и увеличивать карты;

- изготавливать схемы маршрута;

- ухаживать за историческими памятниками культуры;

- охранять природу родного края;

- выполнять различные физические упражнения для укрепления здоровья.

 2 год обучения «Юный турист»

Учащийся должен знать:

- виды  туризма:  горный, водный, велосипедный,  спелеотуризм;

- туризм самодеятельный, экскурсионный, международный;

-  значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека;

- основные туристские должности и обязанности в группе;

- характеристику естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники; 

- меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте;

- способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком;

- туристские узлы, их назначение и применение.

- туристские возможности Архангельской области;

- заповедные зоны Архангельской области;

- искусство народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;

- правила поведения на природе;

- роль топографа в туристской группе;

- что такое топографическая карта, масштаб, условные знаки;

- что такое легенда туристского маршрута;

- устройства компаса, правила пользования им и стороны горизонта;

методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение

 дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов;

- правила преодоления различных препятствий и преград;

- технику подъёмов, спусков, торможений и поворотов на лыжах.

 

Учащийся должен уметь:

- давать общую характеристику Архангельской области;

- проводить наблюдения и исследования на природе, простые практические работы;

- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;

- пользоваться туристским снаряжением: устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;

- обустраивать туристскую стоянку и убирать  ее;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности;

- составлять меню и раскладку продуктов;

- вязать узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой,  булинь, схватывающие узлы, встречный;

- преодолевать естественные препятствия: канавы, завалы, овраги и др.;

- читать схему топографических условных знаков;

- изготавливать таблицы или отдельные карточки топографических знаков;

- двигаться по схеме (плану) на местности;

- определять сторон горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса);

- оказывать помощь при тепловом ударе, ожоге, ушибах, утопающему;

-  преодолевать различные препятствия и преграды;

-  преодолевать подъёмы, спуски, тормозить и поворачивать на лыжах.

 3 год обучения «Пешеходный туризм»

Учащийся должен знать:
- требование безопасности при использовании различных спортивных снарядов и туристского снаряжения;

- роль выдающихся туристов –спортсменов в развитии российского туризма, самодеятельный туризм;

- алгоритм действий в аварийной ситуации. Определение направления выхода;

- действия  при природно-климатических катаклизмах (сель, лавина, наводнение, пожар);

- виды спортивного туризма и их краткую характеристику;

- нормативные документы по организации и проведению турпоходов, экскурсий;

- правила проведения соревнований, спортивных походов;

- права и обязанности участников спортивных и туристских соревнований и походов;

- разрядные нормативы по спортивному туризму;

- назначение топографической карты и её возраст;

- ориентирование карты по сторонам горизонта;

- условные знаки топографических и спортивных карт;

- изображение масштабных и немасштабных объектов;

- знаки гидрологии, растительности, рельефа, искусственных сооружений и др. особенности в изображении различных условных знаков;

-  формы земной поверхности: холм, гора, низина, котловина,  изображение неровностей  местности – рельефа с помощью горизонталей и условных знаков крутизна склонов, уклон;

- устройство компаса, типы, правила обращения и работы с компасом;

- понятие «горизонт», стороны горизонта;

- понятие «азимут», определение «А» по компасу.

- ориентирование карты по компасу;

- виды туристского ориентирования  (по легенде, маркированный и обозначенный маршрут, по выбору, в заданном направлении) и их отличия;

- понятие аварийная ситуация, потеря ориентировки «граница полигона;

- алгоритм действий при потере ориентировки на местности;

- типы костров, их назначение и свойства;

- понятие о личном и групповом снаряжении, требования к личному снаряжению (лето, зима, межсезонье);

- типы спальных мешков, рюкзаков, палаток их преимущества и недостатки, правила укладки рюкзака, специальное туристское снаряжение;

-  климат, гидрология, месторождение полезных ископаемых;

-  историю заселения и освоения Архангельской области;

- памятники природы, истории, культуры, краеведческие и природные музеи, археологические и геологические объекты Архангельской области;

- различные травмы, признаки обморожения, признаки желудочных и простудных заболеваний, признаки отравления,

- виды кровотечений;

- виды соревнований: лыжный, пеший;

- индивидуальную страховочную систему и ее безопасность;

- технические и тактические  приемы преодоления естественных препятствий;

- упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, туловища и ног, упражнения со скалкой, гантелями, специальные силовые и беговые упражнения.

 
Учащийся должен уметь:
-  соблюдать правила обращения с огнем, легковоспламеняющимися жидкостями и

предметами;

- соблюдать правила поведения и общения в городском и пригородном транспорте;

- организовать поиск заблудившихся и отставших на маршрута;

- измерять расстояние на карте и на местности;

- читать топографические и спортивные карты;

- определять высоту и крутизну склона;

- определять по компасу стороны горизонта на местности и азимуту;

- ориентироваться в пойме речной долины, лесу, поле, степи и горах.

- ориентироваться  по легенде и азимуту;

- выбирать  движения до КП и определять оптимальный маршрут движения;

- определять точку стояния на местности по карте;

- действовать по алгоритму действий при потере ориентировки на местности;

- разложить различные типы костров;

- собирать рюкзак для похода;

- составить путевой дневник;

- двигаться по маршруту, преодолевать естественные препятствия, ориентироваться на местности (с помощью карты, компаса, местных признаков, по небесным светилам);

- пользоваться компасом, двигаться по азимуту;

- составлять план маршрута;

- разжечь костер, сушить одежду и обувь;

- накладывать стерильные повязки на рану, накладывать жгут при различных видах кровотечения;

- оказывать помощь при желудочных и простудных заболеваниях, при обморожениях.

- проходить пешую дистанцию 1-го класса;

- регулировать и ухаживать за страховочной системой;

- организовать укрытия во время дождя;

- двигаться по осыпям, травянистым склонам;

- планировать составлять график движения;

- подготавливать и оформлять отчет о походе.

- выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, туловища и ног, упражнения со скалкой, гантелями, специальные силовые и беговые упражнения.

Особые условия проведения

Учащиеся МБОУ СШ № 27

Материально-техническая база

Материально - техническое обеспечение

Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютером с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или  в лесу.

 Перечень необходимого оборудования и  снаряжения

1.        Персональный компьютер

2.        Проектор

3.        Экран

4.        Учебные плакаты

5.        Секундомер

6.        Часы

7.        Туристские коврики

8.        Рюкзаки

9.       Тенты

10.    Костровое оборудование: котлы, тросик

11.    Рукавицы костровые (брезентовые)

12.    Аптечкамедицинская в упаковке

13.     Ремонтный  набор

14.    Рулетка 15–20 м

15.     Лента мерная

16.     Фотоаппарат

17.     Видеокамера

18.     Термометр наружный

19.     Термометр водный

20.    Мячи (волейбольные, футбольные)

21.    Скакалки

22.    Канцелярские принадлежности.

23.    Маршрутные документы (маршрутные листы)

 Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения учащегося 

1.        Рюкзак для туристских походов.

2.        Коврик туристский.

3.         Накидка от дождя

4.        Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

5.        Сапоги резиновые.

6.         Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

7.         Головной убор.

8.        Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

9.        Спортивный тренировочный костюм.

10.     Свитер шерстяной.

11.     Брюки ветрозащитные.

12.    Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка,).

13.    Блокнот и ручка.

14.     Перчатки рабочие.

15.     Носки шерстяные.

16.    Сидушка походная.