«Юный натуралист»

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри экосистем, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Гуманное, этическое отношение к природе является основным регулятором экологического поведения людей, их действий и поступков, связанных с природопользованием и охраной природы. Оно предусматривает воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в людях желания беречь природу психологическое включение людьми своих взаимоотношений с животными и растениями в сферу действия этических норм.

Педагоги

Севастьянова Анна Викторовна, учитель географии первой квалификационной категории.

Расписание

2 раза в неделю, занятия по 45 минут.

Содержание программы

1. Введение (4 ч)

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы и правилами по технике безопасности. Любимцы разных народов. Вводная диагностика "Ваше отношение к природе".

Экскурсия в осенний лес.

Практическая работа "Знакомство с растениями классной комнаты".

Практическая работа "Уход за комнатными растениями осенью".

2. Как животные и растения оказались в нашем жилище (3 ч)

Традиции содержания животных. Животные-помощники. Изображение по внешности и характеру своего любимца. Мой домашний друг.

Практическая работа "Рисуем наших питомцев".

Практическая работа "Создание маршрута путешествия "Когда и как появились домашние животные«.

3. Собаки – самые верные друзья (9 ч)

Портрет собаки. Содержание собак в домашних условиях. Собачьи «хорошо» и «плохо». Охотничьи породы собак. Служебные породы собак. Комнатно-декоративные собаки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Подвиг собак в ВОВ. Памятники собаке. Каталог собак. Собаки в кино.

Практическая работа "Составление паспорта одной из пород собак".

Практическая работа "Создание буклета "Выдающиеся собаки«.

1. Кошки, которые не гуляют сами по себе (9 ч)

Портрет кошки. Биография домашней кошки. Содержание кошек в домашних условиях. Кошачьи «хорошо» и «плохо». Длинношерстные породы кошек. Полудлинношерстные породы. Короткошерстные породы. Кошка в доме. Каталог кошек. Дикие родственники. Итоговое занятие (фотовыставка).

Практическая работа "Создание буклета "Дикие родственники домашней кошки".

Практическая работа "Составление паспорта одной из пород кошек«.

2. Птицы домашние и экзотические (6 ч)

Основные группы комнатных птиц. Многообразие видов попугаев. Волнистые попугайчики. Птичьи «хорошо» и «плохо». Попугаи – неразлучники. Корелла. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Моделируем клетку. Домашние птицы (курообразные).

Практическая работа "Моделируем клетку для попугая".

3. Хомяк и его ближайшие родственники (9 ч)

Отряд грызуны. Портрет хомяка. Уход и содержание, кормление и разведение сирийского или золотистого хомячка. Уход и содержание, кормление и разведение джунгарского хомячка. Уход, содержание, кормление и разведение морских свинок. Уход, содержание, кормление и разведение декоративных крыс, мышей. Уход, содержание, кормление и разведение шиншилл. Породы кроликов.

Практическая работа "Составление паспорта одного из видов грызунов (по выбору)".

Практическая работа "Моделируем клетку для грызунов".

4. Рыбы – самые тихие соседи (5 ч)

История аквариумистики. Портрет рыб. Виды и разновидности аквариумных рыб. Оборудование и принадлежности аквариума. Правила ухода за аквариумом. Видовое разнообразие аквариумных растений. Моделирование аквариума для рыб.

Практическая работа "Создание макета аквариума для рыб«.

5. Обитатели террариумов (5 ч)

Устройство и оборудование террариума. Тепло и свет. Грунт и озеленение. Лягушки. Ящерицы. Змеи. Черепахи водные и сухопутные.

Практическая работа «Разработка памятки юному хозяину экзотического питомца».

6. Мы в ответе за тех, кого приручили (8 ч)

Законы содержания животных. Культура содержания животных. Ветеринарная помощь. Здоровье наших питомцев. Ответственность хозяев. Школа для наших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. Знаменитые животные – артисты. Театр Дурова. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа "Разработка памятки юному хозяину".

Практическая работа "Создание и защита проекта "Права животных".

7. Комнатное и декоративное цветоводство (17 ч)

История комнатного цветоводства. Многообразие комнатных растений. Биологические особенности комнатных растений. Влияние различных факторов на рост и развитие растений. Вредители и меры борьбы с ними. Ботанические сады и аптекарские огороды. Целебные свойства комнатных растений. Бонсай. Растения-хищники. Значение растений в жизни человека.

Практическая работа "Влияние различных факторов на рост и развитие растений: освещение, температура".

Практическая работа "Влияние различных факторов на рост и развитие растений: полив и удобрения".

Практическая работа "Основы ухода за комнатными растениями весной".

Практическая работа "Составление паспорта одного из комнатных растений (по выбору)".

Практическая работа "Растение тропических болот – традесканция. Опыты с традесканцией".

Практическая работа "Навыки работы на учебно-опытном участке: создание клумбы".

8. Промежуточная аттестация. Итоговый проект. (1 ч)

Цели программы

Формирование у обучающихся устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы через природоохранную и творческую деятельность.

Результат программы

Личностными результатами являются:

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;

– формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;

– определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;

– понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;

определять характер взаимоотношений человека и природы.

Метапредметными результатами являются:

– узнавать изученные объекты и явления живой природы;

сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– формулировать выводы из изученного материала;

– работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);

– находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы);

– выполнять проектные и творческие работы;

– строить сообщения в устной форме;

– проводить сравнение по заданным признакам;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

– строить монологическое высказывание;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– работать в группе и индивидуально.

Предметными результатами являются:

– приводить примеры растений и животных;

– соотносить группы растений и животных и их существенные признаки;

– определять растения и животных с помощью атласа-определителя;

– моделировать природные сообщества;

– использовать имеющие знания о растений и животных в повседневной жизни;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– выполнять правила безопасного поведения в природе.

Особые условия проведения

Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребенка.

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение программы: учебный кабинет,  мультимедийный проектор, экран, ноутбук, оборудование для проведения практических работ.

Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Методическое оснащение программы: экранно-звуковые пособия: презентации к занятиям, видеосюжеты.