Радуга

Занятия в объединении «Радуга» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства, развить мышление и фантазию.

Программа рассчитана на 3 года обучения детей 7-12 лет, с учетом возрастных особенностей учащихся, особенностей времен года и интересов школьников.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

– познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;

– формировать навыки рисования с натуры, по памяти и представлению;

– познакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Развивающие:

– развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чутьё и понимание прекрасного;

– прививать интерес к процессу творчества;

– способствовать развитию эстетического восприятия;

– способствовать развитию мелкой моторики рук;

– способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;

Воспитательные:

– воспитывать интерес и любовь к искусству;

– воспитывать уважение к народным традициям;

– воспитывать коммуникативные навыки;

– воспитывать аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца;

– воспитывать самостоятельность;

– воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Педагоги

Бугаева Надежда Васильевна – учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории; стаж работы более 32 лет.

 

Содержание программы

Первый год обучения

1. Введение в предмет (2ч)
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (25ч)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности.
3. Тематическое рисование (20ч)

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
4. Декоративно-прикладное рисование (16ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
5. Лепка (19ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, правилами лепки.
6. Аппликация (20ч)

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаге. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами порядком выполнения аппликации.
7. Итоговое занятие (2ч)

 

Второй год обучения

1. Введение в предмет (2 ч)

Основы цветоведения.

Повторение правил изображения с натуры, работы акварельными и гуашевыми красками. Повторение названий красок, возможностей цвета.

2. Рисование с натуры (рисунок, живопись) (25 ч)
Рисование с натуры по памяти и представлению несложных по строению предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, пытаться передавать в рисунках пропорции, цвета изображаемых предметов.

3. Тематическое рисование (20ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции.

4. Декоративно-прикладное рисование (22ч)
Знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой, глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, приемы кистевой росписи.

5. Лепка (19ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

6. Аппликация (20ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов и их смешение.

7. Беседы об изобразительном искусстве (10ч)

Творчество русских художников.

8.Итоговое занятие (2ч)

 

Третий год обучения

1. Введение в предмет (2ч)

Цветоведение. Вливание цвета в цвет. Растяжка тона. Повторение знаний о рисовании с натуры, пропорциях, композиции. Анализ формы, строения, цветовой раскраски предметов. Сравнение холодных и тёплых цветовых оттенков.

2. Рисование с натуры (рисунок и живопись) (25ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет».

3.Тематическое рисование (20ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника.

4.Декоративно-прикладное творчество (22ч)

Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства; художественной росписи по дереву, народной вышивкой.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров художественных народных промыслов.

5. Лепка – 19 часов.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или представлению.

6. Аппликация – 20 часов.

7. Беседы об изобразительном искусстве – 10 час.

8. Итоговое занятие – 2 час

Цели программы

Создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе овладения различными приемами и способами изобразительного искусства.

Результат программы

К концу изучения данного курса у учащихся сформируются коммуникативные навыки. При выполнении работ дети проявят аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца, бережное отношение к материалам и инструментам. При создании творческих работ учащиеся выразят свое уважение к народным традициям, проявят самостоятельность.

Особые условия проведения

Обучение по программе бесплатное. Только для учеников Заостровской СШ. Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Оборудование:

– столы;

– стулья;

– учебная доска;

– мольберт (для учителя);

– стаканчики для воды (по количеству учащихся);

– клеёнка на столы (10 шт.);

– пластиковые доски для работы с пластилином (10 шт.);

– муляжи фруктов и овощей для натюрмортов;

– чучела птиц и животных для рисования с натуры;

– объёмные геометрические тела;

– наборы предметов посуды, расписанных под «Гжель», «Хохлому», «Городец», «Полхов-Майдан», «Жостово»;

– образцы «Дымковской игрушки»;

– таблицы по цветоведению, перспективе, светотени;

 

Инструменты:

– кисти (№ 1-9);

– ножницы;

– стеки для пластилина;

– карандаши (Т, ТМ, М);

– цветные карандаши и фломастеры;

– ластики;

– кисть для клея;

 

Материалы:

– акварельные и гуашевые краски;

– пастель, сангина, цветные мелки, уголь;

– калька белая и цветная;

бумага для акварели;

– бумага для набросков и гуаши;

– копировальная бумага;

– цветная бумага и картон;

– бумага (тетради в клетку);

– пластилин;

– клей ПВА;

– мел (белый и цветной).