Клуб «Поиск»

Музей истории школы является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской, и клубом по интересам.

Клуб "Поиск" даёт учащимся возможность познакомиться с новым для них видом деятельности – музейной работой, при этом способствует развитию познавательной деятельности учащихся, коммуникативных навыков и ответственного отношения к истории своего родного края.

Педагоги

Руководитель клуба «Поиск» Автаева Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ "Мезенская средняя школа имени А.Г.Торцева"

Содержание программы

Программа рассчитана на учащихся 12-15 лет и будет реализована в течение 2020-2021 учебного года.


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
История возникновения музеев. Классификация музеев. Назначение музеев. Экспозиция, фонды.


Тема 1. ФОНДОВАЯ РАБОТА.
1.1.Состав, требования и основные направления фондовой работы.
Понятие «фонды музея». Типы музейных предметов. Научно-вспомогательные материалы. Состав фондов музея. Основной, вспомогательный и обменный фонд. Требования к фондам музея. Основные направления фондовой работы. Ознакомление с фондами музея.
Практическое занятие: определение типов музейных предметов фонда, умение определять уникальные, типовые и вспомогательные материалы.
1.2.Комплектование и учёт музейных фондов.
Этапы и формы комплектования музейных фондов. Учёт, его цели и задачи. Основные направления учётной работы. Учётная документация: акты, инвентарные книги, инвентарные карточки и др. Шифры (учётные номера).
Практическое занятие: заполнение учётной документации на материалы фондов музея.

1.3. Хранение музейных фондов.
Режимы хранение фондов. Система и особенности хранения музейных фондов. Температурно-влажностный, световой, биологический режимы. Защита фондов от загрязнителей воздуха, механических повреждений, экстремальных ситуаций.
Практическое занятие: определить оптимальный режим хранения для различных категорий предметов.
1.4.Реставрация музейных предметов.
Консервация, реставрация, реконструкция. Цели и задачи реставрации музейных предметов. Подбор предметов для проведения реставрационных работ. Методика реставрации, основные правила.
Практическое занятие: реставрация изделий.


Тема 2. ИЗУЧЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
2.1. Методика изучения музейных предметов.
Цель, этапы изучения музейных предметов. Атрибуция музейных предметов. Физические, функциональные и временные признаки. Классификация и систематизация музейных предметов: по месту бытования, по способу применения, по материалу и т.п. Интерпретация (истолкование) музейного предмета.
Практическое занятие: описание и зарисовка экспоната.

Тема 3. МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ.
3.1. Музейная экспозиция.
Экспонат. Экспозиционный материал. Основные типы современных музейных экспозиций. Выставка. Принципы построения музейной экспозиции. Методы построения музейной экспозиции. Научное и художественное построение музейной экспозиции.
Практическое занятие: определение типа музейной экспозиции школы, проектирование тематической выставки, подготовка к её созданию, оформление выставки в экспозиции музея.


Тема 4. ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА.
4.1. Экскурсия.
Экскурсионный метод. Требования к умениям и навыкам экскурсовода. Классификация экскурсий. Подготовка и проведение экскурсий, основные этапы и правила. Роль экскурсии в обучающем и развивающем процессах. Основные требования к экскурсоводу.
Практическое занятие: проведение экскурсии по подготовленной ранее выставке или по экспозиции музея.

 

Цели программы

знакомство учащихся с основами музейной деятельности

Результат программы

Посещая музейный клуб, ребёнок получит возможность:

  • познакомиться с основами музейного дела;
  • освоить основные направления музейной работы: фондовой, экспозиционной и экскурсионной;
  • заниматься проектно-исследовательской деятельностью;
  • расширить свой кругозор и формировать профессиональные интересы в области музееведения;
  • развивать коммуникационные навыки при общении с членами клуба, посетителями школьного музея;
  • развивать навыки ораторского искусства;
  • формировать отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций;

 

Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и, в то же время, знать и уважать прошлое и настоящее своей страны, своего народа, своего края, своей школы, своей семьи.

Особые условия проведения

На занятия приглашаются все желающие.

Материально-техническая база

  • помещение Музея истории школы
  • экспонаты основного и вспомогательного фондов
  • персональный компьютер с выходом в Интернет;
  • широкоформатный телевизор;
  • DVD-проигрыватель;
  • методическая литература.