Шахматы

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение шахматного кружка позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Педагоги

Кондакова Галина Александровна –

педагог дополнительного образования

Содержание программы

Программа основывается на программе:

Для первого года обучения: Абрамова Сергея Петровича и Барского Владимира Леонидовича.

Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий, (256с.).

Для второго года обучения: Шахматы: второй год обучения. Методика проведения занятий, (288с.).

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Результат программы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; подготовки учащимися докладов по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся в турнирах, в зачетах по решению задач.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Специализированный кабинет, оборудование