Баскетбол (для 5 – 9 классов)

Технические приемы, тактические действия и особенно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности творческого отношения к деятельности.

Данная программа по баскетболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения данной программы по баскетболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

· овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

· формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

· приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по баскетболу;

· содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года избранного вида спорта по следующим разделам:
1. Общие основы баскетбола.
2. Изучение и обучение основам техники баскетбола.
3. Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в баскетболе.

5. Воспитание физических качеств занимающихся баскетболом.

Педагоги

Калинин Алексей Витальевич - учитель физической культуры

Содержание программы

1. Развитие баскетбола в России.

Описание игры, её возникновение и развитие.

2. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

Режим дня, режим питания, питьевой режим. Использование естественных факторов природы для закаливания организма.

Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом.

3. Правила игры и жесты судьи.

Приложение № 1 к программе  "Баскетбол".

4. Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

 Парные и групповые упражнения:

· Сопротивление;

· Перетягивание;

· Переталкивание.

Упражнения на гимнастических снарядах:

· Висы;

· Подтягивание;

· Размахивания;

· Смешанные висы и упоры;

· Обороты и соскоки.

Бег:

· Стартовые рывки с места;

· Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м.;

· Бег со сменой направления по зрительному сигналу;

· Челночный бег: 3×10 м, 5×10 м, 10×5 м.;

· Ускорение из различных исходных положений;

· Пробегание отрезков 30, 60 м. Кросс 300, 500 м.

Прыжки.

· Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов.

· Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.

· Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

 5. Техника и тактика игры.

 Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловли, передач, ведения, бросков, поворотов. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике игры. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые технические действия.

Техника нападения.

· Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений.

· Повороты без мяча и с мячом.

· Стойки игрока, перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом.

· Остановки двумя шагами и прыжком.

· Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой.

· Ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении (с выходом навстречу мячу).

· Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после ловли с остановкой и после ведения с остановкой.

· Передача мяча с отскоком от пола.

· Передача мяча со сменой мест в движении.

· Передача мяча с активным сопротивлением защитника.

· Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении.

· Ведение мяча со снижением, обводка.

· Ведение мяча с пассивным, активным сопротивлением.

· Переход от обычного ведения к ведению со снижением.

· Изменение скорости передвижения во время ведения.

· Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте.

· Броски изученными ранее способами с ближней, средней и дальней дистанций.

· Броски одной рукой от плеча, с места, в движении.

· Броски мяча одной рукой от плеча с места и в движении.

· Броски мяча после ловли и ведения, после остановки.

· Броски одной рукой от плеча в прыжке.

· Добивание мяча после отскока от щита.

· Штрафные броски.

· Накрывание мяча при броске с места.

· Овладение мячом, отскочившим от кольца (подбор мяча).

Техника защиты.

· Вырывание мяча рывком на себя.

· Выбивание мяча при ведении и броске.

· Перехват мяча. 

Тактика нападения.

 Индивидуальные действия:

· Умение правильно выбрать место и своевременно применять передачу, ведение, бросок.

· Финты с мячом «на ведение», «на передачу», «на бросок» с последующим ведением, передачей, броском.

· "Два шага".

Групповые действия:

· Взаимодействие двух нападающих против одного защитника (2×1).

· Взаимодействие трех нападающих (треугольник);

· Взаимодействие нападающих при численном paвенстве защитников

· Взаимодействие двух игроков «заслон в движении», "отдай мяч и выйди".

Командные действия:

· Нападение с целью выбора свободного места.

· Нападение быстрым прорывом.

· Расстановка при штрафном броске, при спорном мяче.

Тактика защиты. 

Индивидуальные действия:

· Противодействие игроку, ловящему, ведущему, бросающему мяч.

· Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении.

Защитные действия против игрока с мячом и без мяча.
Борьба за отскок от щита.
Групповые действия:

· Взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка).

Командные действия:

 Практические занятия.

· Учебно-тренировочные игры.

 Соревнования по баскетболу.

 

Цели программы

 Для всестороннего развития личности школьника необходимо:

· овладение основами физической культуры;

· приобретение крепкого здоровья;

· развитие двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости, координации движений, быстроты реакции);

· развитие чувства ритма и такта, привитие любви к спорту.

 

 

Результат программы

Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранения и укрепление физического и психического здоровья.

Выпускник научится:

выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физи­ческих качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять специальные требования по технической и тактической подготовке;
выполнять игровые действия и упражнения из подвиж­ных игр разной функциональной направленности.

Материально-техническая база

Спортивный зал, баскетбольные мячи, конусы, стойки.