«Элемент»
Данная программа способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет обучающимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни, оценивать полученные результаты, а также способствует самообразованию и саморазвитию ребенка.
Особенность данной программы заключается в возможности изучения обучающимися новых тем, не рассматриваемых в рамках школьной программы по химии, но которые позволяют строить обучение с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем дети сталкиваются каждый день в быту. Большое внимание в данной программе уделяется экспериментальной и исследовательской работе.
преподаватели
Стукаленко Елизавета Александровна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Раздел 1: Вводное занятие
Теория: знакомство с учебно-исследовательской лабораторией «Элемент», правилами поведения и техникой безопасности в кабинете. Правила поведения в МАОУДО ДЮЦ. Ознакомление с правилами техники безопасности, личной гигиены на занятиях. Знакомство обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения.
Практика: игры на знакомство.
Раздел 2. Вода – уникальное вещество
Теория: Окружающая нас вода – это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.
Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.
Раздел 3. Стихия огня
Теория: Знакомство с историей огня в мифологии. Что такое огонь? Какими процессами сопровождается выделение тепловой энергии?
Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.
Раздел 4. Воздух – природная смесь газов
Теория: Общие сведения о составе воздуха. Подробное описание всех газов, присутствующих в смеси.
Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.
Раздел 5. Земля.
Теория: Состав и строение земли. Химический состав. Минеральные соли.
Практика: Лабораторные работы по заданному разделу, записи и заметки в лабораторном журнале, теоретические занятия, игры и обсуждения.
Раздел 6: Итоговое занятие
Цели программы
Вовлечение обучающихся в познавательную и проектную деятельность, развитие технических и лабораторных навыков, приобретение новых знаний в научной области.
Результат программы
Знает:
- Теоретические основы процессов, происходящих в природе,
- правила подготовки рабочего места,
- основные приборы лабораторного оборудования,
- приемы работы в лаборатории,
- правила смешения реагентов,
- свойства различных веществ,
-технологию выполнения различных лабораторных работ,
- правила охраны труда
Понимает:
- как самостоятельно выполнять лабораторную работу
- владеет техническими навыками
Применяет:
- полученные знания на практике,
- умения доводить работу до конца.
Анализирует:
- используя самоконтроль и самоанализ
Материально-техническая база
- кабинет с письменными столами, со школьной доской, с сантехническим оборудованием;
- Вытяжной шкаф для хранения реактивов и проведения некоторых лабораторных работ
- шкафы для хранения химической посуды (пробирки, колбы, стаканы и т.д.)
- персональный компьютер, с возможностью подключения мультимедийного оборудования;
- мультимедийное оборудование;
- магнитная доска, стенды.
Реактивы и лабораторное оборудование:
- Индикаторная бумага
- Кусочки цинка Zn
- Соляная кислота HCl
- Пробирки
- Ложка/пинцет
- Спиртовка
- P2O5 – оксид фосфора
- CaO – оксид кальция
- Фенолфталеин
- Метилоранж
- Химические стаканы
- Шпатель
- Поваренная соль – NaCl
- Хлорид меди – CuCl
- Хлорид бария – BaCl2
- Гидрокарбонат калия – K2HCO3
- Хлорид меди – CuCl2
- Хлорид стронция – SrCl2
- Хлорид калия – KCl
- Пинцет
- Перманганат Калия – KMnO4
- Вата
- Круглодонная колба
- Лучинка
- Аморфный кремний
- Диоксид кремний – SiO2
- Mg – магний
- силикат натрия – Na2SiO2
- раствор HCl
- Ступка
- Штатив
- Газоотводная трубка
- Серная кислота H2SO4
- Щёлочь NaOH
- Азотная кислота – HNO3
- Колбы
- Железо
- Щёлочь KOH
- H2O – дист. вода
- Сульфат меди – CuSO4
- Кальций
- Br2 – бром
- Натрий
- Аммиак NH3
- Магний
Дидактические и методические материалы:
1. Таблицы по темам программы
2. Фото, видеоматериалы, иллюстрации
3. Раздаточный материал: карточки