«Золушка» (базовый уровень)

Данная программа не дублирует программу школьного трудового обучения, а дополняет и расширяет знания и умения учащихся. Она содержит региональный компонент, который направлен на освоение детьми традиций народного искусства Русского Севера и предоставляет возможность каждому ребёнку освоить духовное наследие предыдущих поколений, познать значимость женского ремесла в жизни крестьянской семьи, что развивает у детей жизненно необходимые умения и качества характера такие, как усидчивость, доброта, терпение, у девочек – женственность, кротость.

Дополнительная общеразвивающая программа «Золушка» включает в себя три основных направления: вышивка, работа с тканью, бисероплетение.

преподаватели

Митина Наталья Николаевна 

Содержание программы

Первый год обучения

1. Введение в образовательную область

2. Традиционная кукла. Тряпичные куклы-закрутки (8 часов)

3. Художественная вышивка. Вышивка свободными швами (12 часов) 

4. Текстильные игрушки. Технология выполнения ручных швов (2 часа). Плоские комбинированные игрушки (12 часов)

5. Лоскутная пластика. Техника «Лоскутные полосы» (12 часов)

6. Аксессуары из ткани. Подушка-игрушка (10 часов). Экскурсия в швейный цех (виртуальная) (2 часа)

7.Индивидуальная работа (10 часов)

8. Итоговое занятие (2 часа)

 Второй год обучения

1. Введение в образовательную область

2. Традиционная кукла. Обереговая кукла (8 часов)

3. Художественная вышивка. Вышивка «Изонить» (12 часов)

4. Текстильные игрушки. Объемные мягкие игрушки из ткани со средним количеством деталей (14 часов)

5. Лоскутная пластика. Шитье из квадратов (12 часов)

6. Аксессуары из ткани. Текстильный органайзер (10 часов). Экскурсия в швейный цех (виртуальная) (2 часа)

7. Индивидуальная работа (10 часов)

8. Итоговое занятие (2 часа)

 Третий год обучения

1. Введение в образовательную область

2. Традиционная кукла. Кукла-столбушка (8 часов)

3. Художественная вышивка. Вышивка крестом по канве (12 часов). Вышивка бисером по канве (12 часов)

4. Текстильные игрушки. Объемные мягкие игрушки из ткани с наибольшим количеством деталей (12 часов). Игрушки из фетра (8 часов). Объемные цветы из фетра (8 часов)

5. Лоскутная пластика. Традиционные техники лоскутного шитья (12 часов). Машинная аппликация из ткани (12 часов)

6. Аксессуары из ткани. Текстильные сумки (22 часа). Экскурсия в швейный цех (виртуальная) (2 часа)

7. Основы бисероплетения. Круговая (французская) техника плетения (10 часов). Низание на леску, нитку (10 часов)

8. Индивидуальная работа (16 часов)

9. Итоговое занятие (2 часа) 

 Четвертый год обучения

1. Введение в образовательную область

2. Традиционная кукла. Игровая кукла (8 часов)

3. Художественная вышивка. Монохромная вышивка (12 часов). Вышивка петлей (нетканый гобелен) (12 часов)

4. Текстильные игрушки. 4.1 Объёмные мягкие игрушки с донышком (12 часов). Мягкая игрушка из плотных тканей (16 часов)

5. Лоскутная пластика. Орнаменты с хаотичным расположением деталей (12 часов). Орнамент «Кругляш» (12 часов)

6. Аксессуары из ткани. Текстильная пакетница (16 часов). Цветы из текстильных материалов (8 часов)

7. Основы бисероплетения. Деревья из бисера (10 часов). Оплетение пасхальных яиц (10 часов)

8. Индивидуальная работа (16 часов)

9. Итоговое занятие (2 часа)

Цели программы

Развитие творческого потенциала ребенка посредством обучения основам текстильного дизайна в различных техниках рукоделия.

Результат программы

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • понятие о декоративно-прикладном творчестве;
  • правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;
  • понятие о тряпичной кукле-закрутке;
  • знать основные виды свободных швов («вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый шов»);
  • правила работы с выкройками, основу кроя;
  • основные сведения об изготовлении мягкой игрушки;
  • понятие о цветовом круге, основных и дополнительных цветах;
  • правила работы на швейной машине;
  • понятие о лоскутной технике «Лоскутные полосы», технологию его пошива;
  • технологию выполнения игрушки-подушки.

обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • пользоваться необходимыми материалами и инструментами;
  • подготавливать материалы для работы;
  • изготовить тряпичную куклу-закрутку посредством приемов наматывание, приматывание;
  • выполнять ручные швы «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «потайной»;
  • сшить плоскую комбинированную мягкую игрушку;
  • пользоваться ручной швейной машиной;
  • сшить лоскутное изделие с узором «Лоскутные полосы»;
  • сшить подушку в виде игрушки.

 К концу второго года обучения,обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, швейным оборудованием;
  • понятие об обереговой кукле;
  • технологию заполнения угла, окружности в технике «изонить»;
  • основные правила аккуратной вышивки;
  • основы кроя мягкой игрушки;
  • технологию пошива объемной мягкой игрушки;
  • понятие о лоскутной технике «Шахматная доска»;
  • основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов);
  • понятие об органайзерах, их виды, технологию изготовления органайзера;
  • правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками.

обучающиеся должны уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • пользоваться необходимыми материалами и инструментами, швейным оборудованием;
  • подготавливать материалы для работы;
  • изготовить традиционную куклу на основе мешочка;
  • выполнять вышивку «изонить» из основных элементов;
  • сшить объемную мягкую игрушку;
  • разрабатывать эскиз лоскутного полотна со схемой «Шахматная доска»;
  • сшить лоскутное изделие с узором «Шахматная доска»;
  • сшить органайзер-шкатулку;
  • экономно расходовать материалы;
  • эстетично оформлять изделия.

 К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, швейным оборудованием;
  • понятие о кукле-столбушке, традиционной кукле выполненной на основе столбика;
  • понятие о канве, орнаменте в вышивке, раппорте;
  • технологию вышивки основных видов крестов – полукрест, обычный, двойной (болгарский);
  • основные приёмы вышивки бисером;
  • технологию пошива объемной бескаркасной игрушки с большим количеством деталей;
  • ручные швы и их применение при изготовлении изделий из фетра;
  • понятие о лоскутных техниках «Колодец», «Русский квадрат»;
  • основы цветоведения (контраст и гармония цветовых сочетаний);
  • понятие о машинной аппликации, особенности её выполнения;
  • технологию выполнения кругового (французского) плетения бисером;
  • технология низания бисером ажурных «сеток» одной иглой.

обучающиеся должны уметь:

  • организовать самостоятельно рабочее место;
  • пользоваться необходимыми материалами и инструментами, швейным оборудованием;
  • подготавливать материалы для работы;
  • изготовить традиционную куклу на основе столбика;
  • вышивать узоры в технике «вышивка крестом» по канве;
  • вышивать не сложную картину в технике «вышивка бисером» по канве;
  • сшить объемную бескаркасную мягкую игрушку с большим количеством деталей;
  • сшить игрушки из фетра;
  • выполнять объемные цветы из фетра;
  • сшить лоскутное изделие с узором «Колодец» и (или) «Русский квадрат» на выбор;
  • выполнять панно в технике «машинная аппликация»;
  • сшить сумочку и (или) косметичку на выбор;
  • плести бисером цветы в технике кругового плетения;
  • плести украшения из бисера в технике плетения ажурных «сеток» в одну нить;
  • работать с технологическими картами, схемами, выкройками;
  • экономно расходовать материалы;
  • эстетично оформлять изделия.

 

К концу четвертого года обучения, обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями, швейным оборудованием;
  • понятие об игровой традиционной кукле;
  • понятие о монохромной вышивке, классификация применяемых швов;
  • понятие о вышивке петлей (нетканый гобелен), технологию её выполнения;
  • основы материаловедения (виды и свойства тканей);
  • основы цветоведения (цветовой круг, цветовой тон и насыщенность);
  • технологию пошива объемной мягкой игрушки с донышком;
  • понятие о лоскутных техниках «Роза», «Наборная полоса», «Кругляш»;
  • понятие о пакетницах, область их применения;
  • разновидности цветов из текстильных материалов для декорирования интерьера, одежды, оформления аксессуаров для волос;
  • технологию плетения деревьев из бисера в разных техниках с опорой на схему плетения;
  • технологию оплетения заготовки яйца в техниках «плетение ажурных «сеток».

обучающиеся должны уметь:

  • организовать самостоятельно рабочее место;
  • пользоваться необходимыми материалами и инструментами, швейным оборудованием;
  • подготавливать материалы для работы;
  • изготовить традиционную игровую куклу;
  • вышивать картины в технике «монохромная вышивка» по канве, с применением различных видов швов;
  • вышивать картины в технике «вышивка петлей»;
  • сшить объемную мягкую игрушку с донышком и игрушку из плотных тканей на выбор;
  • сшить лоскутное изделие с орнаментом «Роза» и (или) «Наборная полоса» на выбор, «Кругляш»;
  • сшить пакетницу в соответствии с эскизом на выбор;
  • выполнять цветы из текстильных материалов;
  • создавать способом плетения из бисера деревьев в разных техниках исполнения по схеме;
  • оплести заготовку яйца в технике «плетение ажурных «сеток»;
  • работать с технологическими картами, схемами, выкройками;
  • экономно расходовать материалы;
  • эстетично оформлять изделия;
  • работать индивидуально и коллективно.

Особые условия проведения

Набор обучающихся в объединение – свободный. Формирование группы первого года обучения осуществляется без вступительных испытаний. На каждый последующий год обучения принимаются все вновь прибывшие дети на основе входной диагностики.

Материально-техническая база

Для реализации программы имеются:

учебная мебель, соответствующая возрастным особенностям строения тела ребёнка;
шкафы, полки для хранения документации, методической литературы, пособий, материалов и инструментов, творческих работ;
тематические и выставочные стенды;
швейные машины;
оборудованное место для влажно-тепловой обработки;
копировальное устройство;
магнитная доска.

 

Для успешного освоения программы необходимы следующие инструменты и приспособления:

ножницы, швейные и машинные иглы, цветные булавки с большими головками, сантиметр;
пяльца; карандаши, мел; линейки; шило, нитераспарыватели.

 Расходные материалы:

ткань (хлопчатобумажная, флис, фетр, шелк, трикотаж, джинс, плотная ткань разнообразной фактуры и рисунка);
швейные нитки, шерстяная или синтетическая пряжа различных цветов, мулине;
бумага для выкроек;
цветной картон;
наполнитель для игрушек, ватин;
клей ПВА;
ленты, кружево, тесьма, пуговицы, бисер, бусины.