Успешное чтение

Актуальность программы дополнительного образования заключается в том, что наряду с решением основной задачи – расширение читательского кругозора обучающихся, закрепление базовых литературных знаний и развитие личностных и метапредметных компетентностей – она решает и задачи, связанные с распространением знаний об авторах (поэтах и писателях) родного края, а также современных произведений (отечественных и зарубежных) для младших подростков.

Кроме этого, программа дополнительного образования обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели духовно-нравственного воспитания, которое на сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, решить которую возможно благодаря художественной литературе, так как художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненно важными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее.

Практическая значимость программы дополнительного образования «Успешное чтение» заключается в том, что её реализация направлена формирование и развитие универсальных учебных действий, на формирование у младших подростков социальной активности; представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; на приобщение к системе культурных ценностей; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Коллективная и групповая работа, предусмотренная данной программой, способствует формированию организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Педагоги

Болгова Ольга Николаевна

Содержание программы

Об изучении курса. Основные понятия. Цели, задачи, виды деятельности – 1 ч
Презентация любимой книги – 2 ч
Обзор современной литературы для подростков и о подростках (рекомендация изданий и сайтов) – 2 ч
Сказка фольклорная и литературная – 2 ч

Природа комического эффекта – 2 ч

Нелепость ситуаций на основе комического сюжета (произведения А.П. Чехова) – 4 ч
Сарказм как сатирический прием – 2 ч
Юмор и сатира как виды комического. Сатирические жанры, характерные приемы юмора и сатиры – 2 ч
Понятие каламбура – 2 ч

Правда в жизни и литературе. Жизнь как черновик выдумки – 5 ч

Воображение, фантазия, фантастика. Отличие фантастического рассказа от сказки – 4 ч
Понятие о композиции художественного произведения – 1 ч
Развитие понятия о композиции. Композиционное приемы, свойственные фольклору; использование в литературе фольклорных композиционных приемов – 1 ч
Сюжет и композиция художественного произведения – 1 ч

Выполнение проектной работы. Подготовка буктрейлера понравившегося произведения. Презентация и выбор лучшего проекта - 3 ч

 

Цели программы

Цель программы – расширить читательский кругозор обучающихся; оказать содействие формированию читательской позиции, развитию личности.

Задачи программы:

способствовать совершенствованию читательской культуры учащихся, формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, выявлять авторскую позицию в нем;
развивать речь и креативные способности учащихся;
создавать условия для формирования ценностных ориентаций личности, воспитания личной ответственности за поступки, чувства собственного достоинства, уважения к правам других; внутренней убежденности в необходимости соблюдения этических и правовых норм.

Результат программы

В результате освоения программы дополнительного образования по литературе «Успешное чтение» обучающиеся должны достичь определённых уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности (дополнительного образования) и личностных, метапредметных, предметных результатов.

 

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты: иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать отзыв на прочитанные произведения;
уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиции этических норм.

Особые условия проведения

Программа реализуется для учащихся 5 "Б" класса МБОУ СШ №52

Материально-техническая база

Учебный кабинет, ПК, учебная литература