Шахматный кружок

Пользу шахмат переоценить невозможно! Шахматы способствуют:

-развитию у детей многих психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;

– развитию позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура);

-формированию таких качеств как ответственность, целеустремлённость, коммуникабельность, аккуратность, выносливость, настойчивость, терпеливость, способность к самообучению, способность к анализу ситуаций и обобщению, самостоятельность в принятии решения, и др.;

-формированию воли, характера;

-укреплению здорового образа жизни;

-накоплению творческого опыта.

Учат не сдаваться и сражаться за победу до конца!

На занятиях ребята знакомятся:

-с историей возникновения шахматной игры, чемпионатов мира;

-видами шахмат,

-шахматными фигурами,

-правилами игры,

-расстановкой, ходами и направлениями передвижения фигур,

-ценностью и силой фигур,

-решают шахматно-математические задачи, головоломки,

-учатся вести шахматную нотацию.

Занятия проводятся в форме:

-теоретических занятий,

-практической игры,

-игровых упражнений и решения шахматных задач, комбинаций и этюдов,

-шахматных очных и онлайн – турнирах.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в ходе которой, они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают позиции фигур, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывают положения с ограниченным количеством фигур, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Наряду с этим, шахматы взаимодействуют с такими учебными предметами, как: математика, история, английский язык, литература, музыка, технология, изобразительное искусство. Благодаря этому взаимодействию достигается внутреннее единство образовательной программы.

Нужно ли играть в шахматы?

Ещё в начале 19 века А.С. Пушкин писал: «Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».

Хочется добавить: Играйте и выигрывайте! 

 

 

Педагоги

Долгощинова Оксана Федоровна

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю: среда, четверг в 17.00 часов.

Содержание программы

 1. Шахматная доска и фигуры (2ч)

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

2. Ходы и взятие фигур(7ч)

Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», "не«.ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» (7ч)

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен (8ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта(8ч)

Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

6. Особенности матования одинокого короля(3ч)

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

7. Тактические приемы и особенности их применения(7ч)

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.

8. Начальные сведения об эндшпиле(7ч)

Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

9. Начальные сведения о миттельшпиле (7ч)

Понятие о варианте. Логическая связка «если, то...». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

10. Подведение итого года (12ч)

Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель данного курса:

Организация и создание условий для интеллектуального и личностного развития обучающихся, формирования у обучающихся правил культурного поведения, формирования навыков  самоорганизации в свободное время посредством игры в шахматы.

 Основные задачи курса:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.

Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Формирование потребности здорового образа жизни.

Результат программы

В ходе реализации  программы дети научатся:

 1. соблюдать основные правила игры;

2. называть шахматные фигуры, определять силу фигур;

3. располагать фигуры на шахматной доске;

4. играть друг с другом, используя приобретенные знания;

5. решать элементарные шахматные задачи;

6. матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

7. пользоваться шахматными часами.

 А также получат возможность участвовать в соревнованиях и  турнирах.

 

Особые условия проведения

Занятия проводятся в кабинете № 54 Мезенской средней школы

Материально-техническая база

 

Для проведения занятий используются современные материалы и оборудование:

-демонстрационная магнитная доска;

-электронные часы;

-комплекты шахмат;

 прочее.

В кабинете оформлен стенд «В мире шахмат», содержащий информацию из истории изобретения шахмат, о чемпионах мира, интересных фактах и многом другом.

В работе по обучению игре в шахматы используются пособия, статьи, аудио и видео материалы из различных Интернет-ресурсов. Формируется электронная база данных средств обучения.