Лингвист

Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. В соответствии с этой задачей задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют уровень овладения учащимися необходимыми компетенциями:

•лингвистическая компетенция (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом);

•языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, словарём и грамматическим строем; соблюдение языковых (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) норм;

•коммуникативная компетенция, т.е. уровень владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Структура заданий ГИА такова, что, кроме заданий по лексике и фразеологии, орфографии, синтаксису и пунктуации, они содержат задания, связанные с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, письменно воспроизводить его с заданной степенью свёрнутости, а также создавать свой текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Настоящая программа предметного кружка «Лингвист» предусматривает подготовку обучающихся к сдаче ГИА: написанию сжатого изложения, а также выполнению различных видов анализа языковых единиц, созданию собственного высказывания.

Педагоги

Неуступова Наталья Григорьевна

Содержание программы

Введение - 1 ч
Работа с текстом - 7 ч.
Подготовка к выполнению тестовых заданий - 16 ч.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения - 7 ч.
Контроль знаний - 5 ч.

Цели программы

Цели:

•используя разработанную систему занятий, углубить знания обучающихся о системе языка;

•совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения обучающихся;

•подготовить выпускников к итоговому экзаменационному испытанию.

 

Программа направлена на достижение следующих задач:

•выполнение разноуровневых заданий, направленных на повторение теории языкознания;

•обобщение знаний по изученным темам и закрепление умений применять их на практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

•развитие умения опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;

•создание собственных речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами.

Результат программы

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

• Опознавать языковые единицы, владеть различными видами анализа языковых единиц;

•использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия, изложение). Письменно воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста);

•применять знания по языкознанию в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

•пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительными средствами родного языка при создании собственного текста;

•осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 

Организация работы. При реализации данной программы на занятиях будет использоваться блочная подача материала по заданиям ГИА, методы и приёмы, направленные на углубление знаний обучающихся о системе языка, на совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений, на повышение роли их самостоятельности при подготовке к экзаменам в домашних условиях по предложенной на занятиях системе. Особое внимание будет уделено подбору практических и творческих заданий и грамматических упражнений по разделам лингвистики.

В обсуждении теоретических вопросов поможет использование таких приёмов, как лекция, беседа, выступления обучающихся с сообщениями по материалам рекомендованной литературы. Эффективными будут проблемное изложение материала и его блоковая подача, самостоятельное решение поставленных задач, работа в группах, использование технологии сотрудничества, решение различных тестов, организация самостоятельной работы по дидактическим и справочным материалам, сдача промежуточных зачётов, выполнение лабораторных и практических заданий, устный опрос и другие формы контроля. Многие занятия будут проводиться с компьютерной поддержкой, с использованием во время зачётов и тестирования электронных носителей. В процессе работы обучающимися будет накоплен достаточный справочный материал, который поможет в успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала); самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа.

Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью различных проверочных, зачётных и контрольных работ. В течение года в личных тетрадях учащихся будет вестись диагностическая таблица "Моя подготовка к ГИА. Контроль знаний, умений, навыков".

Примерная схема работы: зачёт по теории, выполнение практических упражнений, проверка, рекомендации учителя, индивидуальная работа над ошибками, повторная практическая часть, повторная диагностическая работа.

Курс завершается контрольно-измерительной работой, при выполнении которой обучающиеся должны показать свою готовность к сдаче ГИА по русскому языку.

Ожидаемый результат:

Использование новых образовательных технологий позволит развить практические и творческие способности обучающихся, поможет подготовиться к экзамену в формате ОГЭ.

Особые условия проведения

Программа реализуется для учащихся 9а МБОУ СШ №52

Материально-техническая база

Учебный кабинет, литература, ПК, мультимедийная установка