Наши пальчики-непоседы

Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе. Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий. Это позволяет выстроить процесс обучения в доступной детям форме, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. В программу включены упражнения, направленные на повышение уровня активации больших полушарий мозга; развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук; развитие пространственных представлений; расслабление, нормализацию мышечного тонуса; массаж рук с различными предметами, Во время проведения занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

Педагоги

Хромцова Екатерина Васильевна

Содержание программы

Тема 1. Здравствуй, карандаш и тетрадь!  Познакомить детей с правильным захватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. 

Тема 2. "Весёлый дождик" Прорисовка вертикальных линий.Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. 

Тема 3. "Строим забор"  Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них.Практическая работа

Тема 4. "Дорожки для автомобилей"  Прорисовка горизонтальных линий. 

Тема 5. "Осень разноцветная". Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики. 

Тема 6. "Чудесный платочек" Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Использовать ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (

Тема 7. "Разноцветные фигуры" Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). 

Тема 8. "Урожай"  Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу. 

Тема 9. "Флажки" Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. 

Тема 10. "Ветер" Развитие пространственных представлений; расслабление и нормализация мышечного тонуса. Учить штриховать по заданной линии. 

Тема 11. "Сердце" Прорисовка горизонтальных линий. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности. 

Тема 12. "Весёлые картинки" Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Тема 13. "Резные снежинки"  Упражнять детей в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления.

 

Тема 14. "Елочка – зеленая иголочка"  Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую моторику рук. 

 

Тема 15. "Дед Мороз"  Развивать восприятие, пространственную ориентацию. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. 

Тема 16. "Ангелочек"  Закрепить умение рисовать волнистую линию. 

Тема 17. "Кто приходил к нам на праздник" Вызвать у детей эмоциональный отклик от прошедшего праздник

Тема 18. "Зимний лес"  Продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве листа. 

 

Тема 19. "Волны большие, волны маленькие" Учить рисовать волнистую линию, слева на право. 

Тема 20. "Мороз рисует узоры на стекле" Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства

Тема 21. "Украсим рукавички"  Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. 

Тема 22. "Открытка для папы«

Теоретический материал: Прорисовка волнистой линии. 

Тема 23. "Снеговик" Развивать умение выполнять аппликацию способом обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации. 

Тема 24. "Цветы для мамы" Теоретический материал: Учить ребёнка слышать ритм рисунка и воссоздавать его. 

 

Тема 25. "Угощение для друзей"  Учить рисовать на листках в клетку предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета. 

Тема 26. "Солнышко и облака"  Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания

Тема 27. "Весёлые ладошки"  Закрепить умение штриховки. Развивать чувство ритма, координацию движений.

Тема 28. "Платье для куклы"  Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья. 

Тема 29. "Теремок" Упражнять детей в умении выкладывать из палочек предметы; картины по контуру горохом. 

Тема 30. "Звезда" Упражнять детей в умении складывать бумагу в разных направлениях. 

Тема 31. "Морские жители"  Продолжать развивать щепоть руки, мелкую моторику. Развивать чувство формы и композиции. 

Тема 32. "Аленький цветочек" Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. 

Тема 33. "Сказочные цветы" Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. 

Тема 34. "Чудная картина"Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно

Тема 35. "Гусеница«

 Закреплять умение рисовать круги, овалы. 

Тема 36. "На лугу«

Закреплять умение детей выкладывать нитки по заранее намеченному контуру. 

 

Цели программы

Формирование определённых графических навыков для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Результат программы

 

Воспитанник будет знать:

- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

- правила работы с тетрадью.


Воспитанник будет уметь:

- правильно сидеть за столом во время письма;

- правильно располагать рабочую тетрадь;

- правильно держать карандаш и ручку;

- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

- проводить линии в разных направлениях;

- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Особые условия проведения

Ограничений нет

Материально-техническая база

Кабинет начальной школы, УМК