Школьный возраст – важнейший этап становления личности. В этот период развиваются представления об обществе и культуре, а также закладываются предпосылки гражданских качеств личности. Для школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что "воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...".
Программа направлена на формирование гражданственности на основе краеведческого материала, позволяет на доступном уровне привлечь школьников 5–6 классов к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций и исторических памятников, так как знакомство детей с краеведческими знаниями способствует осуществлению связи обучения с жизнью, воспитанию нравственных качеств личности ребенка, активизации его познавательной деятельности, профориентационной подготовке.