«Шахматная школа»

Реализация программы «Шахматная школа» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, расширяет круг общения, возможности  полноценного самовыражения, самореализации, позволяет  детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Педагоги

Божедомова Елена Александровна, педагог дополнительного образования

Расписание

Вторник 12.45

Среда 12.45

Четверг 12.10

Пятница с 12.10

Содержание программы

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

 3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

 4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

 6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ

 8. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

 9. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

 10. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

 11. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

Итого 34 часа  в год

Цели программы

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

 

Результат программы

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации

Особые условия проведения

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя двенадцать тем, которые условно можно разбить на два блока.

В занятиях первого блока прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Занятия второго блока посвящены простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат.

 

Программа реализуется только для обучающихся МОУ "СОШ №6" города Коряжмы

Возраст участников 7-8 лет - 1 класс

Материально-техническая база

Для реализации программы используются следующие средства:

1. Комплекты шахматных фигур с досками – 10 шт.

2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.

3. Часы шахматные – 1 шт.

4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

 

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

1. Шахматные турниры.

2. Доклады.

3. Сеансы одновременной игры.

4. Конкурсы по решению шахматных задач.

5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

ü вопросы по теории и истории шахмат,

ü игру с руководителем кружка,

ü соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

 

 

 

Стоимость

Программа реализуется бесплатно