Письмо, 1класс

Содержание программы направлено на улучшение грамотности письма, на обогащение словарного запаса и развитие устной и письменной речи детей. В процессе ее реализации используются разнообразные методы и формы работы: сообщение, объяснение, тренировочные упражнения, дидактические и сюжетно – ролевые игры.

В процессе реализации программы широко используются русские народные сказки, пословицы и поговорки, стихи, рассказы. Это способствует развитию у детей интереса к русскому языку, совершенствованию коммуникативных компетенций, развитию познавательных процессов.

Направления реализации программы:

-Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового и звукового состава слова.

-Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Срок реализации программы 1 год (30 час).

Формы и режим занятий:

Групповые и подгрупповые занятия.

Комплектование групп осуществляется по результатам проведенного логопедического обследования. Продолжительность занятия 40 минут один раз в неделю.

Педагоги

Аршинова Наталья Николаевна, учитель-логопед

Расписание

Понедельник, среда с 14:00 до 14:45; 15.40-16.25; 17.20-18.05

Содержание программы

Текст.Предложение. Слово.Слог.Звук.

1.Гласные-согласные звуки
Знакомство со звуками. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Сравнение гласных и согласных. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.

2. Дифференциация гласных А – Я
Знакомство с гласной Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я. Дифференциация гласных А – Я в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3. Дифференциация гласных У – Ю
Знакомство с гласной Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация гласных У – Ю в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

4. Дифференциация гласных 0 – Ё
Знакомство с гласной Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Ё. Дифференциация гласных 0 – Ё в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

5. Дифференциация гласных Ы – И

 Проверочная работа по теме «Гласные 1- 2 ряда»
Знакомство с гласной И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной И. Дифференциация гласных Ы – И в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

6. Мягкий знак
Роль мягкого знака.

Знакомство с разделительным мягким знаком. Закрепление знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу

7. Согласные звуки
Знакомство с согласными звуками. Развитие фонематического восприятия и слуха. Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе слогов и слов

Слог
8. Слог.Ударение. Ударная гласная
Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Определение положения определенного слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами. Дифференциация слога и слова. Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и перенос слов. Соотнесение со слоговой схемойЗнакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова..Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам

9. Ударные и безударные гласные (А–О, Е–И, И–Я)
Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор родственных слов. Обогащение словаря. Работа со схемами слов

Слово
10. Родственные слова. Корень слова
Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень,

близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию. Выделение корня в словах

11. Образование слов при помощи суффиксов
Знакомство с суффиксами. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Выделение суффиксов в словах. Соотнесение со схемой. Работа на морфологическом уровне. Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

12. Словообразование слов при помощи приставок
Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в – из, под – над, из – под, с – со, на – над...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов

Словосочетание и предложение
13. Состав предложения
Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением

Контрольный диктант

Цели программы

Цель:

- профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Развитие коммуникативной функции речи. Развитие регулирующей функции речи в эмоциональной деятельности.

Основными задачами программы являются:

-создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

-определение состояния языкового анализа – синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия,;

- состояние лексико – грамматического строя речи,

-формирование умений различать на слух и на письме оппозиционные звуки и обозначающие их буквы.

- развитие навыков звукового и звукобуквенного анализа.

Результат программы

К концу учебного года обучающиеся должны:

Знать основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.

Знать гласные звуки и буквы 1-2 ряда

Знать пары согласных по твердости и мягкости, звонкости и глухости.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

Производить звукобуквенный разбор слов;

Подбирать слова на заданный звук;

Сравнивать слова со сходными звуками;

Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

Восстанавливать предложения и текст с заданными буквами;

Самостоятельно писать слуховые диктанты (в конце года)

 

Особые условия проведения

не требуется

Материально-техническая база

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, игровой материал, набор необходимых учебных пособий и методик.

Стоимость

без оплаты сертификатом