Микромир

Предлагаемая программа предполагает ряд лабораторных опытов, где обучающиеся узнают:

-биологические свойства микроорганизмов разных видов: простейших, микроскопических грибов, бактерий;

-научатся, работая с оптическими приборами – микроскопами, получать цифровые изображения препаратов,

-самостоятельно готовить препараты для микроскопии, делать посевы, проводить первичную идентификацию микроорганизмов;

-приобретут навыки работы с живыми культурами бактерий и грибов.

Педагоги

 Гурьянова Анастасия Андреевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Введение. Научная лаборатория (2 часа)

Теоретические занятия. Что такое научная лаборатория. Правила безопасной работы в лаборатории.

Практические занятия. Лабораторная посуда: применение, назначение.  Правила работы с мерной лабораторной посудой: мерные колбы, измерительные пипетки, мерные цилиндры, мензурки, бюретки.

 

Микроскоп: от открытия до наших дней (1,5 часа)
Теоретические занятия. История открытия микроскопа. Опыты Луи Пастера. 

Практические занятия. Работа с увеличительными приборами – лупа.

 

Устройство светового микроскопа (1,5 часа)
Теоретические занятия. Устройство светового микроскопа. Техника безопасности при работе с микроскопом, фиксированными и временными микропрепаратами.

Практические занятия. Работа со световым микроскопом – первые шаги: настройка на резкость, смена увеличения, аберрации.

 

 Фотосинтез (3 часа)

Теоретические занятия. Экспериментальные исследования К.А.Тимирязева по фотосинтезу растений. Пигменты растений: хлорофилл, ксантофилл, антоциан.

Практические занятия. Изучение влияния условия на пожелтение листьев. Извлечение антоцианов и изучение их свойств. Изучение воздействия антоцианов осенних листьев на прорастание семян.

 

Водоросли (3 часа)

Теоретические занятия. Невидимый мир воды. Устройство лабораторного аквадистиллятора. Одноклеточные водоросли: сине-зеленые водоросли, цианобактерии, хлорелла, спирулина. Многоклеточные водоросли.

Практические занятия. Биомоделирование процесса фильтрации воды. Определение протеина в растворе спирулины. Исследование цианобактерий, кладофоры под микроскопом.

 

Лишайники (1,5 часа)

Теоретические занятия. Лишайники. Симбиоз гриба и водоросли. Лакмус.

Практические занятия. Исследование микобионта лишайников под микроскопом. Опыт с лакмусовой бумагой.

 

Вирусы (1,5 часа)

Теоретические занятия. Вирусы. Опасные вирусные инфекции.

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о разных неклеточных формах жизни.

 

Бактерии (3 часа)

Теоретические занятия. Бактерии.

Практические занятия. Исследование молочнокислых бактерий под микроскопом. Творческая работа на компьютере – составление памятки о разных полезных бактериях.

 

 

Введение. Микробиология (2 часа)

Теоретические занятия. Микробиология. История развития науки. Микробиологические инструменты, приборы, оборудование: правила работы.

 

Классификация микроорганизмов (1,5 часа)
Теоретические занятия. Классификация микроорганизмов: бактерии, вирусы, грибы, дрожжи. Признаки и особенности. 

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о признаках различия микроорганизмов и их общих свойствах.

 

Морфология бактериальной клетки (3 часа)
Теоретические занятия. Строение клеток прокариот. Виды бактерий: кокки, цилиндрические, палочковидные, извитые и нитевидные формы.

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о видах бактерий, подготовка сообщений.

 

 Питание микроорганизмов (1,5 часа)

Теоретические занятия. Основные элементы питания: органические и неорганические вещества. Типы питания микроорганизмов. Питательные среды.

Практические занятия. Изучение состава питательных сред для микробиологических исследований.

 

Биологические факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов (1,5 часа)

Теоретические занятия. Формы взаимоотношений микроорганизмов: симбиоз, метабиоз, антагонизм, паразитизм.

Практические занятия. Исследование влияния антибиотиков на прорастание семян фасоли и рост проростков. Исследование пенициллина на культуру простейших.

 

Роль микроорганизмов в жизни человека (3 часа)

Теоретические занятия. Обнаружение жизнедеятельности микроорганизмов в окружающем мире: инфекционные заболевания, разложение останков и формирование почв, пищевая промышленность, медицина.

Практические занятия. Исследование молочнокислых бактерий, хлебопекарных и квасных дрожжей под микроскопом. Окрашивание клеток дрожжей: метиленовая синь, раствор Люголя, окраска по Граму.

 

Вирусные и бактериальные заболевания человека (1,5 часа)

Теоретические занятия. Вирусы, строение вируса, бактериофаги. Наиболее известные вирусные и бактериальные заболевания человека.

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о вирусных и бактериальных заболеваниях: болезнь, возбудитель, поражаемая область тела.

 

Основы санитарно-гигиенических норм (1,5 часа)
Теоретические занятия. Гигиена и санитария. Основные правила личной гигиены человека.

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о правилах личной гигиены школьника.

 

Культивирование микроорганизмов (1,5 часа)

Теоретические занятия. Что такое культивирование: цели, задачи, методы. Особенности приготовления питательных сред.

Практические занятия. Приготовление питательной среды Эшби, МПА.

 

Стерилизация (1,5 часа)
Теоретические занятия. Биобезопасность в лаборатории. Сущность процесса стерилизации. Методы стерилизации.

Практические занятия. Стерилизация лабораторных инструментов и посуды различными методами: прокаливание на пламени, стерилизация сухим жаром, стерилизация насыщенным паром в автоклаве, стерилизация ультрафиолетовым излучением.

 

Дезинфекция (1,5 часа)

Теоретические занятия. Сущность метода дезинфекции.

Практические занятия. Творческая работа на компьютере – составление памятки о методах уничтожения микроорганизмов.

 

Исследовательская работа (7 часов)

Практические занятия. Лабораторная работа по исследованию микрофлоры кожи рук, предметов в лаборатории, помещений школы.

 

Подведение итогов (2 часа)

Теоретические занятия. Заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы, представление презентаций. 

Грибы (1,5 часа)
Теоретические занятия. Царство грибы: плесневые грибы, грибы-паразиты, пенициллин, дрожжи. Строение мицелия. Микология.

Практические занятия. Исследование трутовика, клеток дрожжей под микроскопом.

 

Простейшие (3 часа)

Теоретические занятия. Простейшие. Опыты Ливенгука. Фитонциды.

Практические занятия. Исследование простейших под микроскопом. Изучение влияния природных фитонцидов на клетки простейших.

 

Исследовательская работа (1,5 часа)

Практические занятия. Самостоятельное микроскопирование подготовленных микропрепаратов и анализ исследуемого объекта.

 

Подведение итогов (2 часа)

Теоретические занятия. Заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы, представление подготовленных микрофотографии, презентаций.

Цели программы

развитие познавательных, личностных, коммуникативных, регуляторных компетенций о микромире с выработкой надлежащих умений, знаний санитарно-гигиенических норм, микробиологических навыков и навыков микроскопирования через обучение и практическое использование различных методов исследования.

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся будут:

·            знать задачи микробиологической лаборатории, особенности её устройства;

·            знать технику безопасности при работе в лаборатории;

·            знать строение на клеточном уровне представителей мира микроорганизмов;

·            владеть навыками самостоятельной правильной и безопасной работы со световым и цифровым микроскопами, постоянными и временными микропрепаратами;

·               уметь добывать необходимый объект природы и подготавливать его для рассматривания в микроскоп;

·               уметь стерилизовать посуду, готовить питательные среды, культивировать микроорганизмы;

·               уметь планировать и ставить лабораторный эксперимент, наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента, схематически изображать исследуемые объекты.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Программы:
· Лабораторные микроскопы

· Ноутбуки

· Электронная доска (экран)

· Материалы: микропрепараты по ботанике, зоологии, анатомии; лабораторная посуда, бактериологические петли, автоматические пипетки, предметные и покровные стекла, наборы красителей для окраски микропрепаратов, микробиологическое оборудование для проведения анализов.