Гидропоника

Программы состоит в том, что она направлена на формирование определенного объема знаний у обучающихся в процессе их самостоятельной поисково – исследовательской деятельности и объединяет несколько биологических дисциплин (биология, экология, краеведение), что позволяет формировать у обучающихся целостную картину окружающего мира.

Курс направлен на привлечение внимания к миру растений, а так же на повышение у обучающихся интереса к изучаемому предмету и развитию творческой фантазии.

Модуль «Тайны мира растений»

1 уровень – «Базовый» (1 четверть)

На первом уровне обучения предлагается использование простейших приёмов работы с биологическими объектами, усвоения основных биологических и экологических понятий на примере домашних растений, растений своей местности. Теоретические занятия дают первые понятия о структуре клетки, строении и составе растений.

2 уровень - «Стартовый» (1/2 четверти)

На втором уровне обучения учащиеся освоят способы размножения растений, их биологическое многообразие. Предлагается самостоятельный выбор тем для индивидуальной исследовательской работы при условии выполнении работ по программе.

 

Модуль «Гидропоника»

1 уровень – «Базовый» (2/3 четверти)

На первом уровне обучения предлагается изучение простейших приёмов работы с биологическими объектами, усвоения основных терминов «гидропоника», «субстаты», «минеральные удобрения». Теоретические занятия дают первые понятия о выращивании растений способом гидропоники.

2 уровень - «Стартовый» (3 четверть)

На втором уровне обучения учащиеся освоят способы размножения растений, их биологическое многообразие. Рассматриваются вопросы по теме «Гидропоника». Обучающиеся знакомятся с понятиями «гидропоника», «субстрат». Изучаются различные способы выращивания растений: гидропоника, аэропоника.

3 уровень обучения - «Продвинутый уровень» (4 четверть)

Обучающимися предлагается самостоятельный выбор субстратов, растений, минеральных удобрений для выращивания. Предлагается самостоятельный выбор тем для проведения проектной деятельности и исследований в данной теме. Практически выращиваются овощные, комнатные растения различными способами.  

Педагоги

 Ветренникова Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования, высшее образование, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

 

Содержание программы на курс обучения модуля «Тайны мира растений»

Раздел I. Разнообразие растений (6 часов).
Введение в курс «Тайны мира растений». Условия произрастания, разнообразие и значение растений. Типы почв и рост растений. Типы почв — их компоненты, кислотность и другие характеристики. Наличие живых организмов в почве. Водоудерживающая способность различных видов почв.

Условия для существования растений.

Практические занятия. Правила техники безопасности в лаборатории «Агрокуб». Растения моей школы. Типы почв и рост растений.

Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Типы почв — их компоненты, кислотность и другие характеристики. Наличие живых организмов в почве.

Водоудерживающая способность различных видов почв.

 

Раздел II. Строение растений (6 часов).
Как устроено растение. Вегетативные и генеративные органы растений. Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Лист, особенности строения. Корень. Семя. Строение и состав семени. Значение семени. Движение растений. Могут ли растения двигаться?
Цветочные часы.
Практические занятия. Дыхание листьев и  испарение воды листьями. Строение и виды корней, их функции. Строение и состав семени. Движение стебля и листьев.

Раздел III. Размножение растений. Итоги курса (3 часа)
Размножение растений. Разнообразие семян. Значение семян.
Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Условия прорастания семян. Распространение семян.
Практические занятия.  Прорастание семян растений и развитие побегов.

Определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?

Содержание программы на курс обучения модуля «Гидропоника»

 

I. Введение в гидропонику (6 часов).

Основы гидропоники. Субстраты, применяемые в гидропонике. Удобрения, применяемые в гидропонике.

Практические занятия. Правила техники безопасности в лаборатории «Агрокуб».

 

II. Выращивание растений на гидропонике (33 часа).

Технология выращивания растений на гидропонике. Особенности выращивания на гидропонной основе однолетних и многолетних цветов. Требования к видам и сортам цветочных культур для выращивания в закрытом грунте. Выгонка луковичных культур (тюльпаны) в закрытом грунте. Выгонка луковичных культур на гидропонике. Минеральное питание растений. Микроклимат и его роль для растений. Технология выращивания овощных культур  методом гидропоники. Технология выращивания кресс - салата на гидропонике. Технология выращивания салата на гидропонике. Накопление нитратов в продукции, их утилизация. Технология выращивания комнатных растений на гидропонике. Выращивание цветочных культур по гидропонной технологии. Проект «Гидропоника».

Практические занятия. Выгонка луковичных культур (тюльпаны) в закрытом грунте. Минеральное питание растений. Выгонка луковичных культур на гидропонике. Выращивание овощных культур  методом гидропоники. Выращивание кресс - салата на гидропонике. Выращивание салата на гидропонике. Выращивание комнатных растений на гидропонике. Выращивание цветочных культур по гидропонной технологии.

 

Цели программы

Обеспечение обучающихся начальными теоретическими знаниями и практическими навыками беспочвенного выращивания культур с использованием современных технологий. 

Результат программы

 

Основные критерии роста биологических знаний, умений обучающихся:

-       усвоение норм и правил техники безопасности при работе в лаборатории;

-       приобретение биологических, экологических знаний и их практическое применение;

-       потребность в общении с представителями растительного мира;

-       бережное отношение ко всему окружающему миру;

-       проявление умения видеть и понимать прекрасное.

Требования к результатам освоения курса определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Предметные:

- уметь применять теоретические знания  в практической деятельности;

- уметь ухаживать за культурными растениями;

- уметь  предвидеть последствия деятельности людей в природе;

- уметье осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 – знать основные направления гидропоники, основные системы и технологии выращивания растений на гидропонике, преимущества и недостатки данного метода выращивания сельскохозяйственных культур;

– знать основные субстраты для гидропоники, требования к ним;

– знать основные элементы растворов для гидропоники, готовые удобрения для гидропоники;

– знать конструктивные особенности бытовых систем для выращивания растений на гидропонике;

– знать правила работы со специализированным оборудованием и инструментами;

Обучающиеся должны уметь:

– готовить субстраты, питательные растворы для гидропоники на основе готовых удобрений для гидропоники;

– изготавливать простейшие гидропоты;

– пользоваться бытовыми системами для выращивания растений на гидропонике;

– выращивать растения на гидропонике.

Метапредметные:

- уменье организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- уметь осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Личностные:

- приобретение навыков сотрудничества с предпринимателями, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение:

Весы аналитические ВЛ-120М

Технические лабораторные весы ВЛТЭ-150Т-В.

Весы лабораторные ВЛТЭ-150С.

Лабораторные электронные весы

М-ER 122 ACF-1500.05 LCD.

Плита нагревательная ВЕСТА.

Инвентированный биологический бинокулярный микроскоп БИОЛАБ-И.

Микроскоп биологический Микромед 1.

Испытательный комплекс питания растений " АГП-20″

Термостат электрический суховоздушный ТС-1/80 СПУ.

Химический набор "Типы почв".

 

Информационное обеспечение:

Ноутбук HP Pavilion х30 14 – dd0004 ur.

МФУ KYOCERA FS- 1125 MFP.

Интерактивный дисплей модель SBID –MX-165 с ключом активации SMART-