Природа и мы

Программа  «Природа и мы разработана для  расширения знаний учащихся начальной школы по окружающему миру (человек, природа, общество), с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, конкурсов, викторин, коллективных творческих дел. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, в библиотеке.

Всего программа содержит 101 час. Количество часов: в 1 классе — 33 часа (согласно учебного плана образовательного учреждения) — 1 час в неделю;  во 2 классе  - 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Педагоги

Петрова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов, первая категория.

Содержание программы

«Секреты времён года» 1 класс

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении экскурсий.  Выявление простейших связей в природе:  между живой и неживой природой; внутри живой природы на примере лиственного леса (между растениями и животными).

Раздел 1. «Золотая осень – «рыжая хозяйка» (15 ч.)

Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой  и живой природе.

Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе.

Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).

Берёза — символ России.

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? Зачем сажать деревья?

Ядовитые растения. Знакомство с гербарными экземплярами. Легенды о некоторых растениях.

«Зелёная» аптека. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха.

Съедобные и  ядовитые  грибы. Распознавание грибов на муляжах. Польза и вред грибов. Правила сбора грибов.

Необычные растения. Растения — паразиты.

Растения “Красной книги».

Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира лесов. Приспособления к жизни в лесу.

Многообразие птиц нашего края.  Значение птиц в жизни человека. Голоса птиц.

Животные и птицы «Красной книги».

Раздел 2.«Зимушка-зима» (6 ч.)

Признаки и приметы зимы. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года.

Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках.

Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.

Кто как зимует. Защитные приспособления животных зимой. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам.

Забота о птицах зимой. Изготовление кормушек для птиц.

Раздел 3. «Весна пришла» (4 ч.)

Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе. 

Первоцветы. Многообразие раннецветущих растений. Легенды о раннецветущих растениях.

Перелётные птицы нашего края. Прилет птиц. Весенние песни птиц. Гнездование.

22 апреля — Всемирный День Земли.                                                            

Раздел 4. «Лето – пора прогулок» (7 ч.)

Лес — наше богатство! Значение лесов для человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

Роль дождя и ветра в природе. «Подарки» с неба.

Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия.  «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.

Река нашего посёлка. Где река берёт начало, куда впадает, длина реки, её обитатели.

Экскурсия на пруд «Кто живёт в пруду?».

Изучаем растения на лугу. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов травянистых растений  (всего 3 - 5 видов).

 

Варианты практического выхода на конец учебного года: смотр стихов на экологическую тему, постановка экологических сказок, выпуск экологической газеты, выставка рисунков  на тему «Экология вокруг нас».

Цели программы

Формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Результат программы

Предметные результаты: – интерес к познанию мира природы; – потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; – осознание места и роли человека в биосфере; – преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты: – принятие обучающимися правил здорового образа жизни; – развитие морально-этического сознания; – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты: – овладение начальными формами исследовательской деятельности; – опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; – опыт социальной и межкультурной коммуникации; – формирование коммуникативных навыков.

Особые условия проведения

Программа «Природа и мы» общеинтеллектуального направления разработана  с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Материально-техническая база

Занятия в учебном классе, на пришкольном участке.

Литература для учителя

1. М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

2. А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

3. Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 г.

4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2003г.

5. «Азбука природы», Издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

6. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

7. Клепинина, А. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

Для учащихся:

1. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2003 г.

2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 2005 г.

3. Тайны живой природы М. Росмэн 2007 г.