Занимательная математика

Программа направлена на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает не только развитие умений считать, измерять и решать арифметические задачи, но и формирование способности открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения оперировать предметами, знаками, символами в разнообразной самостоятельной деятельности.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.

Определяющим условием развития математических способностей детей является организация занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания, моделирование математических действий. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

занятия  проходят в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, дети усваивают сложные математические понятия.

Педагоги

Серкова Наталья Николаевна

Содержание программы

В реализации задач Программы эффективно используется система развивающих игр, упражнений математического содержания,которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. На занятиях дети знакомятся с основными математическими понятиями:

1. Сравнение предметов и групп предметов: сравнение группы предметов по количеству; измерение длины предметов непосредственно и с помощью мерки.

2. Числа и арифметические действия с ними: ознакомление с числовым рядом и составом чисел; умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, пользоваться порядковыми и количественными числительными; математические знаки; арифметические задачи.

3. Пространственно-временные отношения: ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине); расположение предметов в порядке увеличения и уменьшения длины, ширины, высоты; части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

4. Геометрические фигуры: узнаём и называем геометрические тела и формы; воссоздаём; определяем.

Цели программы

Цель Программы – создание условий для поддержки познавательной активности, развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи Программы:

Образовательные:

- формировать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

- развивать умение характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.

- обучать составу числа в пределах первого десятка и следующих.

- формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

- упражнять вустановлении связей и зависимостей, простых закономерностей преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решают логические задачи.

- формировать умение предвидеть конечный результат предполагаемых изменений, выражать последовательность действий в виде алгоритма.

 

Развивающие:

-развивать логическое мышление – умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать;

- способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения;

- создать условия для дальнейшего формирования доказательной речи и речи-рассуждения;

- способствовать развитию самостоятельности при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер.

 

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию;

- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Результат программы

- дети успешно осваивают основные познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

- дети могут охарактеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечают сходства и различия форм и величин, используют знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.

- осваивают состав числа в пределах первого десятка и следующих.

- умеют составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

- устанавливают связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решают логические задачи. Умеют предвидеть конечный результат предполагаемых изменений, выражают последовательность действий в виде алгоритма.

- проявляют заинтересованность к познавательной деятельности.

Особые условия проведения

Программа предназначена для детей 6-7 лет. Игровые задания, включённые в реализацию программы, предусматривают разный уровень сложности.

Материально-техническая база

- оборудованный кабинет в спальной комнате

- столы, стулья

- магнитная доска

- ноутбук

- мультимедийная аппаратура

- раздаточный материал

- игровые пособия: игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, пособие «Математический планшет», «Геометрический конструктор», «Танграм», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Точечки», «Колумбово яйцо», Задания на сравнение, графические диктанты,задания на развитие памяти, мышления, внимания, математические раскраски и числовые лабиринты и т.п.