Программа дополнительного образования «Скоро в школу»

Программа предшкольной подготовки включает в себя два блока:

1. Интеллектуальное развитие.

2. Художественно-эстетическое развитие.

Блок «Интеллектуальное развитие» включает в себя следующие разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, познавательное развитие.

Цель интеллектуального блока: развивать психические процессы личности (память, внимание, восприятие, мышление, речь), умственную деятельность (умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи) в процессе игрового обучения.

Для реализации основной цели интеллектуального развития определены следующие задачи:

- закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и т.п.);

- развивать умение сравнивать и классифицировать предметы по качествам и характерным признакам;

- продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающей действительности;

- обогащать словарный запас, систематизировать языковые навыки;

- развивать устную монологическую и диалогическую формы речи;

- учить построению высказываний;

- развивать речевое восприятие и готовить к обучению грамоте;

- научить детей счѐту в пределах 20 чисел;

- ознакомить с монетами различного достоинства;

- закреплять представления детей о различных временных отрезках (неделя, месяц, год);

- научить работать с материалами и инструментами (ножницами, красками, клеем и т.п.);

- формировать графические навыки.

Блок «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя следующие разделы: изобразительное искусство, лепка и аппликация, ознакомление с художественной литературой.

Целью художественно-эстетического образования является воспитание у ребѐнка навыков внесения художественно-эстетической культуры в любой вид деятельности.

Педагоги

Учитель начальных классов - Комарова С.А.

Содержание программы

Содержание программы

Раздел 1. Грамота
Знакомство со словом (2 ч.)
Теория: Слово. Слово и звук.

Слоги (2 ч.)
Теория: Знакомство с термином «слог». Деление на слоги двух- и трехсложных слов, называние слов с заданным слогом.

Схема звукового состава слова (2 ч.)
Теория: Знакомство с термином «схема». Звуковой состав слова.

Представление о словоразделительной роли звука.

Гласные звуки. Певучие звуки (2 ч.)
Теория: Понятие «гласные звуки». Словообразовательная роль гласных звуков.

Называние слова с заданным звуком, проведение звукового анализа слова.

Согласные звуки. Звуки-братцы (2 ч.)
Теория: Что такое согласные звуки и их виды: твердые и мягкие согласные.

Преобразование слогов путем замены или перестановки звуков. Слоговой анализ двух- и трехсложных слов. Определение количества слов в предложении.

Выделение звука в слове. Звуковой анализ открытых и закрытых слогов. Определение наличия звуков среди других звуков в слогах, в словах, слов со звуками К, Х. Составление предложений со словами на изученные звуки.

Звуковой анализ слов различной слоговой структуры со звуками «З», «С». Звуковой анализ слов со звуком «Л». Составление схемы предложения.

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная (2 ч.)
Теория: Понятия «ударный слог» и «ударная гласная». Выделение звука в слове. Знакомство со звуком «Р». Знакомство со звуком «Ц». Словоразличительная роль ударения.

Сравнение слов по звуковому составу ( 3 ч.)
Теория: Звуковой анализ слова. Ударные и безударные гласные. Ударные и безударные звуки. Подведение итогов изучения грамоты за год. Сравнение слов по звуковому составу.

Раздел 2. Математика
Количество и счет. Множество (2 ч.)

Теория: Количественные и качественные свойства предметов. Понятие один, много и множество. Равенство и неравенство.

Мы считаем (2 ч.)
Теория: Понятие «число» и «цифр». Знакомство с числами и цифрами от 1 до 10. Связь между этими числами, их образование и состав.

Какой-который (2 ч.)
Теория: Порядковый счет. в пределах десяти. Какой? Сколько? Который?

На котором месте?

Арифметические действия (2 ч.)
Теория: Сложение. Вычитание. Понятия «+„,“-», «=». Повторение состава чисел 2-5. Формирование умения рассуждать по пройденной теме.

Геометрические фигуры. Треугольник. Круг. Квадрат (2 ч.)
Теория: Понятие геометрической фигуры и основных еѐ видов: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб. Знакомство с понятием

"Угол". Многоугольник, его элементы (углы, стороны, вершины).

Деление целого на части. Делим, делим (2 ч.)
Теория: Целое и его части. Деление предметов на 2-4 части. Понятия

"половина«, «одна вторая часть», «одна третья часть», "одна четвертая часть«.

Монеты (2 ч.)
Теория: Монеты различного достоинства. Сравнение, набирание и размен монет.

Величины. Длиннее. Больше. Шире (2 ч.)
Теория: Размер предметов. Понятия «длиннее» и «короче». Предметный ряд.

 

 

 

Цели программы

Целью программы «Скоро в школу» является социально-педагогическая адаптация и подготовка к школе детей.

Для успешной реализации поставленной цели, необходимо решить ряд педагогических, развивающих и воспитательных задач:

Ø Обучение ребенка навыкам саморазвития, самообучения, умению применять эти навыки для получения знаний в различных предметных областях и использования их в практической деятельности.

Ø Развитие творческих способностей.

Ø Совершенствование фонематического слуха.

· Развитие у ребенка познавательной активности, зрительной, слуховой и моторной памяти, логического, образного и ассоциативного мышления на основе механизма их подкрепления сенсорной и моторной памяти в процессе познавательной деятельности, создание условий для развития когнитивных способностей: восприятия; памяти; внимания; мышления; речи; воображения.

Ø В непринужденной игровой форме тестирование лингвистических способностей детей.

Ø Закрепление знаний, получаемых в различных предметных областях образовательной программы.

Ø Создание условий для формирования детского коллектива как средства развития личности.

Таким образом, учебная программа «Скоро в школу» позволяет осуществить социально-эмоциональное, познавательное, психофизическое развитие детей. Цель программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, продуктивной.

 

Результат программы

В процессе обучения по программе предполагаются следующие результаты:

Предметные:

1. Расширение словарного запаса, отработка звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте.

2. Формирование элементарного математического представления.

3. Способность накоплению и совершенствованию знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

4. Развитие гуманного отношения к природе, расширение представлений ребѐнка о природном многообразии.

5. Развитие творческой мотивации ребѐнка.

Метапредметные:

1. Развитие мотивации к обучению, его готовность к дальнейшему обучению в школе.

2. Умение выражать свои мысли.

3.Развивать потребность к саморазвитию.

Личностные:

1. Развитие памяти, восприятия, воображения, внимания, мышления через знания экологии, познавательного развития.

2. Мотивационная готовность к обучению в школе.

3.Формировать общественную активность.

4.Самооценка своей деятельности.

5.Успешность обучения в школе.

6. Сформироанность коммуникативной культуры учащихся.

 

 

 

 

 

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Помещение для занятий программы «Скоро в школу» соответствует САНПИНу: просторно, светло. В помещении 6 столов, шкаф, стол для педагога. Имеются наглядные пособия ко всем предметам.

К предмету «Математика»: лента цифр от 1 до 10, раздаточный материал для устного счѐта, красочные плакаты состава чисел от 2 до 10, геометрические фигуры красочно оформленные, «Рабочие тетради» № 1-№ 2, счѐтные палочки у каждого ребѐнка.

К предмету «Обучение грамоте» имеются плакат «Азбука», раздаточные буквы, плакаты с буквой и иллюстрацией к ней, красные, синие и зелѐные квадраты для обозначения звуков, прописи, учебник «Азбука», автор Н.А. Жукова.. К предмету «Экология» : плакаты по темам «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Овощи, фрукты», «Виды транспорта», «Лес, поле», «Живая и неживая природа», "Режим дня".