Программа КАП «Менестрель»

Программа направлена на обучение игры на инструментах, сольному, ансамблевому и хоровому пению, подыгрывая себе на инструментах. Изучение движения -авторская песня и других направлений в музыке. Изучение биографических сведений отдельных авторов-бардов, рок-бардов, композиторов, поэтов. Освоение нотной грамоты, законов композиции, гармонизации, стихосложения. Участие учащихся клуба в концертах, акциях, встречах, конкурсах, фестивалях, походах.

Формы занятий:

- вводное занятие;

- практические занятия (обучение игре на инструментах, вокальная работа);

- теоретические занятия (нотная грамота, музыкальная литература, основы гармонии, аранжировки, импровизации);

- просмотр видеоматериалов; прослушивание аудиозаписей, дисков, обсуждение творчества авторов;

- контрольно-проверочные занятия-игры («Эрудит лото», «Угадай мелодию», «Угадай автора», «Продолжи песню», «Угадай биографию», отгадывание ребусов, кроссвордов, музыкальные игры на развитие чувства ритма, темпа, памяти, воображения, мышления;

- занятия-викторины: квест-викторины «Детективное агентство», интеллектуальные викторины на знание жизни и творчества авторов, рок музыкантов, композиторов (Высоцкий, Окуджава, Городницкий, Митяев, Визбор, Цой, Бетховен, Моцарт и другие); игры-КВН, «Брейн –ринг» – с творческими заданиями;

- занятия в малых группах, в том числе для учащихся с ОВЗ, одаренных детей – авторов и поэтов клуба «Менестрель», солистов, дуэтов, ансамблей, ВИА;

-экскурсии ( в мастерскую к художникам, по музеям, выставочным залам);

- занятия-мини-конкурсы в клубе («Лучший исполнитель», «Лучший автор», «Лучший знаток биографий» и другие);

- репетиционные занятия спектаклей на сцене, отработка ролей спектакля, подготовка сцены, поиск реквизита к мероприятиям;

-репетиции на сцене у микрофонов, работа с усилителями звука;

-занятия по журналистике-статьи, работа с видеокамерой и фотоаппаратом.

Педагоги

Михайлова Светлана Гордеевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогическое.

Содержание программы

 

Построение содержания в программе является модульным состоит из 2 модуле: «Теоретическое обучение», «Инновационная деятельность», каждый из которых представляет собой логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

1 год обучения:

2 модуль «Теоретическое обучение» – 1 раз в неделю по 2 академических часа;

3 модуль «Инновационная деятельность» – 1 раз в неделю по 2 академических часа

2 год обучения:

2 модуль «Теоретическое обучение» – 1 раз в неделю по 2 академических часа;

3 модуль «Инновационная деятельность» – 1 раз в неделю по 2 академических часа

3 год обучения:

2 модуль «Теоретическое обучение» – 1 раз в неделю по 2 академических часа;

3 модуль «Инновационная деятельность» – 1 раз в неделю по 2 академических часа

(1 час – 45 мин.)

Программа является разноуровневой.

1 год обучения – ознакомительный уровень, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, включает основы музыкальной грамотности, игры на инструментах, их минимальную сложность.

2, 3 год обучения – базовый уровень, который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных музыкальных теоретических и практических знаний, более сложные приемы игры на музыкальных инструментах, усложненный репертуара, исполнение репертуара сольно, в ансамблях.

- программа предполагает использование дистанционных форм обучения в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы для прослушивания музыки различных направлений профессиональными музыкантами, образцы исполнения репертуара самим педагогом, сканы нотных текстов всего музыкального репертуара программы. Материалы размещаются в группе «Менестрель» ВКонтакте, в АИС "Дневник-ОДО".

Основные разделы:

- Обучение игре на гитаре и других инструментах.

- Устройство гитары, других инструментов. История создания.

- Знакомство с движением "Авторская песня".

- Жизнь и творчество известных бардов.

- Концертная и творческая деятельность.

- Участие в конкурсах.

 

Цели программы

Создание благоприятных условий для формирования музыкальной культуры у учащихся через изучение авторской песни и других направлений музыки, обучение игре на инструментах, основам вокала, изучение нотной грамоты, законов композиции и стихосложения, через связь музыкальных занятий с другими предметами и видами искусства (живопись, история, театр, физика, литература, иностранные языки, журналистика, физкультура, информатика, фотодело).

Результат программы

Учащиеся будут знать и уметь

аккорды по таблице № 1 и № 2;

виды аккомпанемента «бой», «арпеджио», «бас-аккорд»,

приемы звукоизвлечения на гитаре «апояндо», «тирандо»,

штрихи «легато», «нон легато», «стаккато»,

приемы игры «глиссандо», «вибрато», "флажолет",

основы музыкальной грамоты,

наизусть тексты песен от 10 до 20,

основы вокального исполнения,

иметь представление об авторской песне, знать жизнь и творчество отдельных авторов,

работать на сцене с микрофонами,

исполнять песню сольно, аккомпанируя себе на инструменте;

делать аранжировку песен с помощью педагога.

Особые условия проведения

По программе могут обучаться дети в разновозрастных группах в возрасте от 9 до 18 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14 не менее 30 кв.м.

2. Материально-технические условия.

- Мебель: столы и стулья не менее чем на 30 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, шкаф-купе для хранения инструментов, литературы, книг, дисков, аппаратуры (комбоусилитель, шнуры, колонки, микрофоны);

- музыкальные инструменты: акустические гитары, фортепиано, синтезатор, электрическая гитара, укулеле, флейты, балалайка, ударные инструменты (бубен, маракасы, джембе, барабан, ксилофон, кастаньеты);

- Дидактические материалы:

схемы аккордов,

таблицы устройства гитары,

картинки по посадке,

памятка "Правила техники безопасности при игре на гитаре",

памятки "Правила техники безопасности в походе, поездке«,

анкета «Знакомство», "Уважаемые родители«,

схемы по темам «Нотная грамота» – ноты на грифе и нотном стане, по длительностям и др,

- Оборудование: видеокамера, ноутбук, усилитель звука, шнуры для гитар, колонки.