Народная кукла «Берегиня»

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

Педагоги

Леденева Мария Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории

Содержание программы

Раздел I. Русская народная кукла.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

– знать, когда появились куклы;

– кто и для чего создаёт куклы;

– из чего делают традиционную народную куклу;

– осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

 

Раздел II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла – закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

– знать назначение обереговых кукол;

– развивать навык работы с тканью;

– уважать традиции русского народа;

– уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

Раздел III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

– знать назначение обрядовых кукол;

– развивать навык работы с иглой;

– понимать логические связи между куклами и обычаями;

– уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Раздел IV. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

 

Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от "Берегинь".

Требования к знаниям и умениям:

– знать историю игровой куклы;

– уметь создавать художественный образ в народных традициях;

– уметь работать по замыслу.

Цели программы

Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Результат программы

- знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;

- уметь:

правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;

выбирать необходимый для изготовления кукол материал;

работать с тканью, иголкой;

соединять ткань сметочным швом.

- владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.

Особые условия проведения

особых условий не требуется

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение

1. Технические средства обучения – магнитофон, проектор, экран.

2. Учебно-наглядные пособия – схемы, модели.

3. Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

Используемый материал:

§ ткань разной фактуры, тесьма;

§ нитки мулине, шерстяные нитки;

§ лыко, пенька;

§ береста, ветки деревьев;

§ вата.