«Край наш северный»

Обучение по программе «Край наш северный» позволяет познакомить обучающихся с историей родного края,  с обычаями и традициями северных ремесел. Младшие школьники увидят многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей региона. В ходе реализации программы они ознакомятся с древними ремёслами и различными профессиями северян, с разнообразием животного мира и растений Архангельской области. При изучении курса предусматривается проведение как традиционных занятий, так и проектная деятельность, экскурсии, творческие работы. 

Педагоги

Кочнева Ольга Борисовна

Содержание программы

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ

1. Введение

1.1. Понятие "краеведение".

1.2. «Каждому мила своя сторона».

2. Моя семья

2.1.«Наш северный край – дом, улица, школа, город, поселок – мы здесь живём».


3. Мир природы

3.1. Времена года на Севере.

3.2. Животные нашего края.

3.3. Растения нашего края.

3.4. Дары леса.

3.5. Сбор дикоросов.


4. Сохраним мир вокруг себя

4.1. Экологический урок.

4.2. Как сохранить растения, животных.

4.3. Экологический урок.

4.4. "От чистого поселка к чистой планете".

4.5. "От чистого поселка к чистой планете".

4.6. "ЭкоДобро".

4.7. Итоговое тестирование.


ВТОРОЙ МОДУЛЬ

5. Родной очаг

5.1. Праздники народов Севера. Рождественские игры и забавы.

5.2. Мужские ремесла. Уфтюжская роспись.

5.3. Женские ремесла. Дерганье нитей. 

5.4. Оформление северных козуль.

5.5. Оформление северных козуль.

5.6. Социальный статус женщины.

5.7. Особенности элементов народного костюма в различных социальных статусах.

5.8. Особенности элементов народного костюма в различных социальных статусах.

5.9. Домострой.

5.10. Устройство северной избы.

5.11. Устройство северной избы.

5.12. Мальчик из Холмогор.

5.13. Мальчик из Холмогор.

5.14. Масленица.

5.15. Масленица.

5.16. Мастер – класс.

5.17. Мастер – класс.

5.18. Как рубашка в поле выросла.

5.19. Как рубашка в поле выросла.

5.20. Путешествие – экскурсия "Один день в деревне".

5.21. Путешествие – экскурсия "Один день в деревне"

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ

1. Введение

1.1. Методы изучения родного края.

Теория: знакомство с курсом изучаемых тем.

2. Моя семья

2.1. Профессии моей семьи.

2.2. Профессии моей семьи.

3. Мир природы.

3.1. Водоемы нашего края.

3.2. Лесные богатства нашего края.

3.3. Болота и луга нашего края.

4. Сохраним мир вокруг себя.

4.1. Трудовой десант "Чистый двор".

4.2. Сбор макулатуры.

4.3. Промышленное изготовление бумаги.

4.4. Изготовление бумаги в домашних условиях.

4.5. Раздельный сбор мусора.

4.6. Акция "Волшебная крышечка".

4.7. «От чистого поселка к чистой планете». Дать «вторую» жизнь материалам, идущим на выброс.

5. Имен прекрасное созвездье

5.1. Мальчик из Холмогор. М. В. Ломоносов – путь в науку.

5.2. Сказки и сказочники.

5.3. Сказки и сказочники.

ЧЕТВЕРТЫЙ МОДУЛЬ

6. Вот она какая, дорогая родина моя!

6.1. Север синий на краю России.

6.2. Древние города и села Севера.

6.3. Древние города и села Севера.

6.4. Котлас – районный центр.

7. Родной очаг

7.1. Домострой.

7.2. Обрядовая кухня.

7.3. Календарь праздников.

7.4. Календарь праздников.

7.5. Мужские ремесла.

7.6. Мужские ремесла.

7.7. Женские ремесла.

7.8. Женские ремесла.

7.9. Пермогорская роспись.

7.10. Пермогорская роспись.

7.11.Виды сельскохозяйственных работ.

7.12. Праздник хлеба.

7.13. Народные игры.

7.14. Народные игры.

7.15. Уличный праздник пояса.

ПЯТЫЙ МОДУЛЬ

1. Введение

1.1. Организационные вопросы


2. Моя семья

2.1. Праздник "Семьи, любви и верности".

2.2. "Мама, папа, я – любимая семья"


3. Сохраним мир вокруг себя

3.1. Сбор макулатуры.

3.2. Изготовление бумаги.

3.3. Изготовление бумаги.

3.4."Волшебная крышечка"

3.5. "Чистый двор"

3.6. "Чистый двор"

3.7. "Чистые игры"

3.8. "Чистые игры"


4. Вот она какая, дорогая родина моя!

4.1. Архангельская область – часть мира.

4.2. Семь чудес Архангельской области.

4.3. Архангельская область – ворота в Арктику.

4.4. В глубь веков.

4.5. В глубь веков.

5. Мир природы

5.1. Кладовая Севера.

5.2. Мы – северяне!

5.3. Природа в опасности.


6. Родной очаг

6.1. Домострой.

6.2 Календарные праздники. Обрядовая кухня.

6.3. Календарные праздники. Обрядовая кухня.

6.4. Мужские ремесла.

6.5. Мужские ремесла.

6.6. Женские ремесла.

6.7. Женские ремесла.

6.8. Роспись ракульская.

6.9. Роспись ракульская.

6.10. "Путешествие в страну туесов и прялок".

6.11. "Северные росписи".

6.12. Праздник первой борозды.


7. Имен прекрасное созвездье!

7.1. Гений земли русской.

7.2. Детский писатель – В. Чиркин.

7.3. Северяне – победе.

7.4. Герои – котлашане.

7.5. Герои – котлашане.

Цели программы

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

 Цель осуществляется через реализацию следующих задач:

· приобретение знаний об истории и развитии Котласского района, Архангельской области, территории русского Севера;

· приобретение культурно-ремесленнических знаний родного края;

· получение представления об особенностях уклада крестьянской жизни северян, видов труда, народных игр, игрушек, праздников, о правилах ношения традиционного народного костюма;

· обучение основам техники традиционных ремесел, бытовавших в регионе.

 

Результат программы

При полной реализации программы «Край наш северный» обучающиеся должны знать:

· Условия жизни животных и растений в естественных условиях обитания, охраняемых животных и растений Северного края.

· О культурно-ремесленнических традициях родного края.

· Об особенностях уклада крестьянской жизни северян, видов труда, народных игр, игрушек, праздников, о правилах ношения традиционного народного костюма.

· Об истории г. Котласа, пос. Вычегодский; о культурном наследии Архангельской области.

· О знаменитых и интересных людях северного края.

· О родословии своей семьи.

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 75"

Материально-техническая база

Учебный кабинет