Меридиан

В Программе обобщен опыт многолетних исследований в области детско-юношеского туризма. Содержание Программы разработано на основе авторских программ Л.И. Тихоновой «Подготовка инструкторов школьного туризма» (1-4 год обучения). – Самара, 1998г. и В.М. Кленова «Пешеходный туризм». – Самара, 1997г.

Данная Программа является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и краеведческих исследований, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по сохранению исторического и культурного наследия и оказанию первой помощи. Практические занятия проводятся на протяжении всего периода реализации Программы в виде занятий на местности и в помещении, а также отрабатываются комплексно в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий.

К обучению по Программе допускаются обучающиеся в возрасте от 11 до 15 лет. Прием в объединение осуществляется на добровольной основе. Группа может объединять обучающихся разного возраста (с разницей в 2-3 года).Предполагаемый численный состав учебной группы до 15 человек.

Заниматься по программе могут как девочки, так и мальчики. Требований к социальному статусу, уровню материального достатка и уровню начальной физической или предметной подготовки не предъявляется.

В связи с тем, что практическая часть обучения связана со значительными физическими нагрузками, каждый обучающийся должен иметь допуск врача.

Программа состоит из трех основных уровней:

- стартовый (1-й год обучения),

- базовый (2-й год обучения),

- продвинутый (3-4 годы обучения).

Данные модули можно осваивать как целостно в заявленной последовательности, так и автономно по программе каждого модуля.

Стартовый уровень – первый год обучения. Дети принимаются без специального отбора (при наличии медицинского допуска). Продолжительность обучения 1 год. Возраст обучающихся 11-12 лет.

Режим занятий – 2 часа в неделю. Освоение этого модуля позволит обучающимся овладеть основами организации туристского быта, техники туризма и ориентирования, основами краеведения.

Базовый уровень – второй год обучения. Продолжительность обу­чения 1 год. Возраст обучающихся – 12-13 лет. Режим занятий – 2 часа в неделю.

На этом этапе обучающиеся приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им участвовать в многодневных походах, краеведческих экспедициях, а также впоследствии позволят им обучать младших школьников, оказывать консультативную по­мощь одноклассникам, быть помощником педагога дополнительного образования. На этом этапе обучения происходит переход на самосто­ятельную деятельность обучающихся в выполнении туристских долж­ностей и начинается инструкторская подготовка.

Продвинутый уровень – третий и четвертый год обучения. Продол­жительность обучения 2 года. Возраст обучающихся – 13-15 лет. Режим занятий – 2 часа в неделю. Решение задач, определенных на этот период, позволит обучающимся приобрести необходимые знания, опыт в обучении младших школьни­ков и поведения в различных экстремальных ситуациях в природной среде, часто возникающих во время проведения походов. Подготовка к занятиям неизбежно приведёт обучающихся к необходимости постоянного поиска новых знаний, к процессу самообразования, самосовер­шенствования.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Лён Наталья Леонидовна, 1 квалификационная категория.

Содержание программы

1. Организация.
2. Краеведение.
3. Документы, определяющие организацию проведения спортивных турпоходов.
4. Элементы топографии и ориентирования.
5. Туристская техника.
6. Особенности лыжных походов.
7. Опасности в походе. Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
8. Подготовка к походу. Судейская подготовка.
9. Проведение турпохода.
10. Воспитательные мероприятия.
11. Питания в туристском походе. Обеспечение безопасности.
12. Водный туризм. Велотуризм. Подведение итогов похода.

 

Цели программы

Создание условий, способствующих формированию у обучающихся познавательного и исследовательского интереса к краеведению, приобщения к культурному наследию и истории родного края.

Результат программы

Базовый уровень (1-й год обучения)

Обучающиеся, начинающие обучение по данной Программе, в рамках первого года обучения должны пройти курс начальной туристской подготовки, включающий изучение основных понятий, знаний и навыков в области туризма и краеведения. Большое количество практических занятий должно содействовать поддержанию интереса к изучению предмета и готовить обучающихся к активному участию в туристско-краеведческих и спортивных мероприятиях.

В результате реализации Программы, обучающиеся будут знать:

• основные этапа подготовки к походу;

• перечень снаряжение к походу;

• правила организации питания в походе;

• элементы топографии и ориентирования на местности;

• порядок движения группы на маршруте;

• правила организации привала и ночлега;

• гигиену туриста.

В результате реализации Программы, обучающиеся будут уметь:

• разрабатывать основные этапа подготовки к походу;

• подготавливать снаряжение к походу;

• организовывать питание в походе;

• ориентироваться на местности;

• двигаться в группе по маршруту;

• организовывать привал и ночлег;

• соблюдать гигиену туриста.

Стартовый уровень (2-й год обучения)

Обучающиеся, получившие начальную подготовку по программе 1-го года обучения, в программе 2-го года обучения получают базовые знания по туризму, которые расширяют и детализируют целую группу вопросов, разобранных на уровне начальной туристской подготовки. Одновременно вводится ряд тем и понятий по курсу «Выживание в природе», так как именно эта тема имеет место в общем школьном образовании (в курсе «Обеспечения безопасности жизнедеятельности»). Специфика курса туризма и краеведения позволяет предметно изучить многие вопросы и получить практические навыки автономного существования в природе.

В результате реализации Программы, обучающиеся будут знать:

• правила автономного существования в природных условиях;

• технику выживания в природе;

• ориентирование в путешествии;

• правила первой доврачебной помощи;

• правила организации питания в полевых условиях;

• основы краеведческой работы.

В результате реализации Программы, обучающиеся будут уметь:

• организовывать походы в любых природных условиях;

• выживать в природе;

• ориентироваться в путешествии;

• оказывать первую доврачебную помощь;

• организовывать питание в полевых условиях;

• проводить краеведческую работу.

Продвинутый уровень (3-й, 4-й годы обучения)

Обучающиеся, получившие базовую подготовку по программе 1 и 2-го годов обучения, получают расширенные знания и практические навыки по пяти видам туризма. Элементы видовой подготовки присутствовали в практике занятий в предыдущие годы, так как они тесно связаны с практикой сезонных занятий туризмом (зимой на лыжах, весной по воде и т.д.)

Выбор предложенных видов обусловлен в данном случае пристрастием, уровнем подготовки и наработанной практикой самого педагога (в том числе наличием условий и материально-техническим обеспечением занятий).

В результате реализации Программы, обучающиесябудут знать:

• технику пешеходного туризма;

• технику горного туризма;

• технику лыжного туризма;

• технику водного туризма;

• технику велосипедного туризма.

В результате реализации Программы, обучающиеся будут уметь:

• организовывать пешеходный поход;

• организовывать горный поход;

• организовывать лыжный поход;

• организовывать водный поход;

• организовывать велосипедный поход.

Особые условия проведения

Учащиеся на базе МБОУ СШ № 93

Материально-техническая база

Кабинет и зал оборудован согласно требованиям СанПин.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Уголок в кабинете № 29 "Люблю тебя, мой край родной!«.

2. Видеотека с видеофильмами и видеосюжетами по краеведению, туризму и спорту.

Портфолио о работе объединения «Меридиан».
4. Фотоальбомы по туризму и спорту.

Стенды («Наши достижения» в номинации "Туризм и краеведение«).
Дидактический материал:
-комплект дорожных знаков, карточки «Топографические знаки», «Туристические узлы», "Ориентирование на местности";

- словарь туриста;

- набор топографических карт.

Материально-технические условия реализации

Для работы имеется:

Кабинет информатики для проведения теоретических занятий.
Спортплощадка.
Спортзал.
Тренажерный зал.
Туристические страховочные обвязки нижние – 8 штук.
Туристические палатки – 5 штук.
Спальные мешки – 16 штук.
Коврики – 16 штук.
Карабины – 32 штук.
Проектор – 1 штука.
Компьютеры – 8 штук.
Фотоаппарат – 1 штука.
Спортинвентарь.
Аптечка.
Носилки.