Дополнительная программа «Скоро в школу»

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

 Актуальность и целесообразность данной образовательной Программы.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Программа состоит из трёх разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте. (Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте "От звука к букве",)

Второй раздел: развитие математических представлений и логики. (Математические ступеньки. Е.В. Колесникова)

Третий раздел: Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев. "Умелые ручки".

Педагоги

Корепина Марина Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Содержание программы

Содержание рабочей программы по направлению "Обучение грамоте и письму"

В рамках реализации первого направления программы "Подготовка к обучению грамоте" используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. 

Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

 

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.

На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв, что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. 

Знакомство со следующей группой гласных Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные происходит на следующем этапе.

Далее дети читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. 

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными.

На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.

В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.

 Содержание программы по направлению " Математическое развитие"

количество и счет;
величина;
геометрические фигуры;
ориентировка во времени;
ориентировка во времени и в пространстве;
логические задачи;
Вместе с этим содержание расширено и усложнено:

ознакомление с цифрами и способами их написания;
знакомством тетрадью в клетку;

Количество и счет

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Определение величины

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени

В этом разделе формируем чувство времени, учим определять время по часам, знакомим с разными видами часов.

Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Цели программы

Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, мелкой моторики пальцев рук, развитие речевой деятельности при подготовке к школьному обучению.

Результат программы

По направлению: "Обучение грамоте и письму«

К концу учебного года ребёнок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву:

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», "предложение«;

- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

 

По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок должен уметь:

• числа второго десятка и записывать их;

• понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

• использовать и писать математические знаки;

• сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

• дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

• преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;

• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

• измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;

• ориентироваться на листе бумаги в клетку;

• определять положение предмета по отношению к другому;

• решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

• понимать задание и выполнять его самостоятельно;

• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

 

Особые условия проведения

Образовательная программа «Скоро в школу» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.

Материально-техническая база

Успешная реализация программы и достижения детей во многом зависит от правильной организации рабочего пространства в методическом кабинете.

Комната для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью (столами, стульями, шкафами).

Для работы имеется необходимое количество наглядного демонстрационного материала.

На стене находится интерактивная доска.

Для занятий используются планшеты.

МБДОУ «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи, в т. ч.:

─ осуществлять все виды деятельности ребенка: индивидуальной, самостоятельной с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организовывать активное участие родителей воспитанников (законных представителей);

─ использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновлять содержание программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогов и мастерства мотивирования детей.