«Хореографическое искусство» 5-7 лет

В последние годы практически при каждой школе искусств формируются подготовительные группы отделения хореографии, в которых дети с 5 лет активно приобщаются к хореографическому творчеству, так как именно в этом возрасте, на пике образного восприятия окружающей действительности, у них проявляется лучшая память, закладываются основы физического, психического, социального и интеллектуального развития. В этот период каждый ребёнок должен получить самый мощный толчок, который и является базисом для его дальнейшего образования.

Ритмика развивает такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков детей, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.

Гимнастика способствует правильному физическому развитию детей и имеет оздоровительное значение.

Педагоги

Бочковская Ольга Васильевна

Коновалова Алина Андреевна

 

Содержание программы

«Ритмика»

I. Упражнения на ориентировку в пространстве:

1. Различия правой и левой ноги, рук, плеч;

2. Повороты вправо и влево;

3. Движения по диагонали.

II. Упражнения с музыкальными инструментами (по выбору преподавателя):

1. Ударные инструменты (ложки, барабан и т.д.)

2. Шумовые (звенящие) инструменты (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка).

III. Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя):

1. Упражнение с платком;

2. Упражнение с лентой.

IV. Танцевальные движения:

1. Поклон:

-простой.

2. Шаги:

- маршевый шаг;

- шаг сценический;

- шаг c поджатой назад ногой;

- шаг с высоко поднятым коленом вперед.

3. Бег:

- на месте.

4. Работа рук:

- положение рук на талии.

5. Позиции ног:

- понятие «правая» и «левая» нога;

-VI позиция;

- I позиция свободная.

6. Работа головы:

- Наклоны и повороты.

7. Движения корпуса

- наклоны вперед, назад, в сторону;

- с сочетанием работы головы.

V. Музыкально-ритмические упражнения:

а) Притопы:

- простой.

б) Хлопки:

- хлопки в ладоши (простые);

- хлопки в ритмическом рисунке;

- хлопки в парах с партнером.

VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя):

1. «Музыкальная шкатулка»;

2. «Самолетики-вертолетики» т.д.

«Гимнастика»

I.Упражнения для стоп.

1. Шаги:

 а) на всей стопе;

 б) на полупальцах.

2. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

3. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

II. Упражнения на выворотность:

1. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I.

2. " Лягушка":

 а) сидя;

 б) лежа на спине;

 в) лежа на животе;

г) сидя на полу - руки продеть с внутренней стороны голени и, сцепив кисти в "замок", подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса.

III. Упражнения на гибкость вперед и назад:

1."Складочка" по VI позиции с обхватом рук за стопы;

2. Наклон вперед прогнувшись, кисти на плечах, локти отведены в стороны, взгляд перед собой;

3. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз-«поза сфинкса».

4. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках;

5. "Колечко" с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы;

6. Стоя на коленях, скручивание корпуса с наклоном вправо назад, правой рукой коснуться левой пятки, и упершись в нее, подать бедра сильно вперед.

IV. Силовые упражнения для мышц живота:

1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз;

2. "Уголок" из положения - сидя, колени подтянуть к груди;

3. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.

V. Силовые упражнения для мышц спины:

1."Самолет". Из положения - лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища;

2. "Лодочка". Перекаты на животе вперед и обратно.

VI. Упражнения на развитие шага:

1. Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции вперед;

2. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

VII. Прыжки:

1. Трамплинный по VI позиции;

2. Подскоки на месте и с продвижением;

3. Мячик.

Цели программы

Целью учебного предмета «Ритмика и танец» является: формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, необходимых для занятий хореографией, а также развитие творческих способностей детей.

Результат программы

Подготовительная ступень обучения предполагает, что к её завершению уровень приобретённых навыков, знаний и умений учащегося позволят выявить предрасположенность для дальнейшего обучения детей на хореографическом отделении школы искусств. Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателями на основе просмотра на открытом уроке.

Особые условия проведения

Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество учебных часов – 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность учебного часа – 40 минут.

Программа создана с учётом возрастных особенностей детей. Отбор учащихся производится строго по физическим данным и способностям к хореографическому творчеству, а так же необходимым условием является – отсутствие ограничений по здоровью.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании в детских школах искусств. В начале обучения дети проходят вступительный просмотр, который носит ознакомительный характер, где в основном оценивается уровень физического развития ребенка.

В основе работы лежит индивидуальный подход к воспитанникам, учитываются различные параметры: характер, физическое, эмоциональное состояние, настроение ребёнка, его желания.

Качества характера, приобретаемые в процессе занятий – целеустремлённость, настойчивость, внимательность, трудолюбие – оказывают неоценимую помощь в изучении общеобразовательных дисциплин, в повседневной жизни.

 

Материально-техническая база

Занятий, поможет успешному выполнению требований программы.

Занятия по предметам Ритмика и гимнастика должны проходить в специально оборудованном зале. Рабочее место учащихся имеет большое значение. Как будет оформлен зал, какой цвет стен, какое освещение класса, какая основа пола – все это психологически воздействует на учащихся, определяет их эмоциональное состояние, поведение, отношение к занятиям,

уровень усвоения знаний. Помещение или класс должен быть специально оборудован. Очень важно на одной из стен установить зеркало. Это поможет учащемуся проверить правильность формы исполняемого движения, постановки корпуса, позы, положения рук.

Дети занимаются в специальной форме, предназначенной для занятий. Внешний вид воспитывает аккуратность, подтянутость учащихся, дисциплинирует их на уроках. Помещение для занятий, хореографический класс должен быть чистым и хорошо проветриваться, так как во время исполнения движений усиливается нагрузка на сердце и легкие.

Музыка в танце имеет первостепенное значение, поэтому обязательно участие концертмейстера. Умение аккомпанировать движению или танцу, чувствовать все его нюансы, оттенки – составляет особенность работы музыкального работника. Он первый помощник преподавателя. И от того, насколько эмоционально, грамотно, увлеченно, интересно будет он играть на уроке, на репетиции, во многом зависит успешность обучения.