«Музыкальный фольклор» 5-7 лет

С каждым годом в системе дополнительного образования наибольшее внимание уделяется духовно – нравственному воспитанию личности. В последнее время к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Во многих музыкальных школах и школах искусств открываются фольклорные отделения и отделения сольного народного пения.

Программа «Латничек» призвана познакомить детей с культурой русского народа: земледельческим календарем, приметами, обычаями, традициями, народными играми, забавами. В ходе ее реализации учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки в области народной культуры.

Учебный материал программы построен исходя из цикличности народного календаря. Деятельность, направленная на реализацию данной программы, предполагает, что в планировании обязательно будут учтены даты проведения фольклорных праздников. Это отразится на отборе репертуара, который будет логично их сопровождать.

Фольклорный материал подается в комплексе: устное народное творчество, ансамблевое пение, фольклорный танец, инструментальное исполнительство, декоративно-прикладное творчество.

Песенный, игровой материал состоит из подлинных русских народных игр, песен и танцев.

Педагоги

Григорьева Оксана Витальевна

Содержание программы

1. Детский фольклор

Теория.

Знакомство с устным фольклором. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей. Небылицы, дразнилки, скороговорки, молчанки. Колыбельные песни, сказки (докучные сказки), сказки с музыкальными припевками.

Практика.

Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала и его реализация в досуговых формах осенних посиделок в праздниках Покрова, Кузьмы-Демьяна. Разучивание песен-небылиц и их обыгрывание. Разучивание музыкальных скороговорок.

Освоение святочного репертуара с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение. Освоение масленичного репертуара, веснянок.

2. Игровой фольклор

Теория.
Виды игр, обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности. Считалки как вид народного творчества, их назначение.

Практика.
Разучивание игр; работа над выразительным исполнением. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике, разучивание игровых песен с припевами.

3. Потешный фольклор

Теория.

Потешки как один из видов народного творчества, их назначение.

Практика.

Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. В работу включаются небылицы, перевертыши, скороговорки.

 

4. Народный календарь

Теория.

Теоретические сведения о праздниках осени, зимних праздниках, праздниках конца зимы – начала весны, праздниках весны и лета; обычаи, обряды.

Образное содержание календарно-обрядовых песен, народная символика. Лаконизм формы и поэтичность содержания.

Разучивание календарных песен. Особенности их исполнения, ладовая окраска. Изготовление атрибутов праздников: Рождественской звезды, вертепных кукол, чучела Масленицы и др.

Практика.

Разучивание слов и мелодий калндарно-обрядовых песен, пение «а капелла». Игра на простейших музыкальных инструментах. Работа над выразительным исполнением. Театрализация праздника «Святый вечер», "Широкая Масленица«.

 

5. Вокально-хоровая работа

Теория:

Особенности народного пения; техника исполнения (правильное дыхание, звукоизвлечение).

Практика:

Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон. Разучивание произведений.

6. Народный танец

Теория:

Знакомство с видами народного танца.

Практика:

Освоение элементов русской пляски: притоп, хлопки, хороводный и дробный шаг. Знакомство с бытовыми танцами: «Краковяк», «Чижик», простейшими хороводами.

7. Народные инструменты

Теория:

История возникновения традиционных русских народных музыкальных инструментов.

Практика:

Обучение простейшим приёмам игры на ложках, свистульках, бубне, трещотках. Сочетание игры на инструментах с пением. Ансамблевое исполнение.

Цели программы

Целью данной программы является приобщение детей к истокам русской традиционной культуры через устный, музыкальный фольклор, игровую и творческую деятельность.

Результат программы

- К концу учебного года дети должны иметь представления об основных народных праздниках;

- Знать песенки и припевки основных праздников и обрядов русского народа, потешки, загадки, дразнилки, считалки;

- Играть в русские народные подвижные игры (с попевками и приговорами);

- Воспроизводить несложные ритмические рисунки;

- Сочетать пение с движением в танце и игре.

Особые условия проведения

В ходе реализации программы происходит постепенное вхождение ребенка в мир русской культуры, знакомство с нравами, обычаями, традициями русского народа. Основная цель занятий – увлечь, заинтересовать, приобщить детей к русской народной культуре через игровую деятельность.

Для того чтобы приобщение детей было непринужденным, происходило естественным путем – необходимы следующие приоритеты:

· Окружение. Первое, с чем знакомятся ребята, попадая в мир русской культуры – это окружающие предметы. Часть кабинета, в котором проходят занятия по фольклору, должна быть определенным образом оформлена, например, в виде русской избы. Предметы русского быта (прялка, туеса, плетеные корзины, домотканные половики) – помогут пробудить любознательность и интерес к прошлому своего народа.

· Разнообразие форм работы. Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, театрализованного представления, рукоделия. Такая синкретичность фольклора обуславливает различные формы работы на занятиях: слушание, пение, танец, игру на народных инструментах, театр, занятия декоративно – прикладным творчеством.

· Народные праздники. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Народный праздник является древнейшим элементом человеческой общественной культуры, концентрирует в себе многовековые традиции. Проведение таких праздников является самым доступным способом приобщением учащихся дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям.

· Народный костюм. Необходимо, чтобы ребята не только познакомились с костюмом, но и применяли его в сценической деятельности. Какие-то элементы народного костюма дети смогут сделать сами, например, поясок.

Участвуя в реализации образовательной программы "", дети перестают быть пассивными зрителями, они становятся активными участниками – проживают праздник, играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют.

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Материально-техническая база

Для организации успешной работы необходимо иметь просторное помещение (кабинет), которое оформлено в соответствии с направлением деятельности.

• музыкальные инструменты (фортепиано, балалайка);

• шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотки, рубель, бубен, коробочка);

• костюмы для детей по числу участников ансамбля;

• реквизит для обрядовых праздников;

• методические пособия;

• компьютер;

• мультимедиапроектор;

• экран.