«Спортивные игры»

Программы учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься спортом, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел спортивные игры игры в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее интересной и физически разносторонней являются спортивные игры, в которых развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

Рассчитана для обучающихся 5-11 классов. Время, отведенное на годичное обучение, составляет 114 часов в год (3ч 38 недель). Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме 15 – 20 минутных бесед в процессе практических занятий. При обучении применяются упражнения, эстафеты, подвижные игры, в которых активно участвуют все занимающиеся. Обучаемые кроме того выполняют задания преподавателя по самостоятельному повышению уровня своей физической подготовленности и совершенствованию в отдельных элементах техники.
Объём изучаемого материала – 114 часов:
• «Баскетбол» – 57 часов;
• «Волейбол» – 57 часов

Педагоги

Педагог дополнительно образования- Сивирикова Оксана Владимировна

Содержание программы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

1. Физическая культура и спорт в России

Понятие о физической культуре и спорте. Физическое воспитание школьников. Массовые развития физической культуры среди населения.

2. Краткий обзор развития волейбола\баскетбола

История возникновения. Развитие вида спорта в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу\баскетболу в России. Краткая характеристика вида спорта как средства фи­зического воспитания.

3. Гигиенические знания и навыки

Использование естественных факторов природы (солн­це, воздух и вода) в целях закаливания организма. Пра­вила закаливания. Гигиена одежды и обуви при заняти­ях волейболом\баскетболом.

4. Основы техники и тактики волейбола

Понятие о технике игры в волейбол\баскетбол. Основные техни­ческие приемы. Значение технической подго­товки. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий в волейболе\баскетболе.

5. Правила игры в волейбол

Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Правила игры. Обязанности судьи, судейская терминология. Судейство.

6. Оборудование и инвентарь

Оборудование мест занятий.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка осуществляется на ос­нове программы по физической культуре для 7–11-х классов средней школы. В качестве основных средств общей физиче­ской подготовки применяются:

гимнастические упражнения, общеразвивающие уп­ражнения без предметов и с предметами, висы, упоры, ла­зание, метания, прыжки;

спортивные игры (ручной мяч); занимаю­щиеся должны хорошо овладеть передачами и ловлей мяча, ведением его, изучить индивидуальные тактические действия и простые взаимодействия игроков в нападении и защите;

подвижные игры, с предметами, с преодолением не­сложных препятствий и на быстроту реакции;

легкоатлетические упражнения – в основном применяются преимущественно бег на короткие дистанции, крос­сы, прыжки и метания.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО БАСКЕТБОЛУ:
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.
3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции.

Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

 

Цели программы

Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов – патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:
1. Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видами спорта, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

– Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры

Развивающие:

– Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

– Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

– Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

- Расширять спортивный кругозор детей.

Воспитательные:

– Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

– Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

– Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников

Результат программы

Личностные результаты освоения программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование

знаний (в конце изучения темы).

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнѐра.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в

планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действий.

Ожидаемые результаты:

К моменту завершения программы обучающиеся должны :

Знать
·Основы знаний о здоровом образе жизни
·Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране
·Правила игры в баскетбол
·Тактические приемы в баскетболе
Уметь

·Овладеть основными техническими приемами баскетболиста
· Проводить судейство матча
·Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр

Развить качества личности
· Воспитать стремление к здоровому образу жизни
·Повысить общую и специальную выносливость обучающихся
·Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе
·Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Особые условия проведения

Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности.

На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры, развитию физических способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Программа объединения «Спортивные игры» рассчитана для обучающихся 5-11 классов. Время, отведенное на годичное обучение, составляет 114 часов в год (3ч 38 недель). Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме 15 – 20 минутных бесед в процессе практических занятий. При обучении применяются упражнения, эстафеты, подвижные игры, в которых активно участвуют все занимающиеся. Обучаемые кроме того выполняют задания преподавателя по самостоятельному повышению уровня своей физической подготовленности и совершенствованию в отдельных элементах техники.

Объём изучаемого материала – 114 часов:

«Баскетбол» – 57 часов;
"Волейбол" – 57 часов
На занятиях в секции обязательным является дифференцированный подход к определению содержания, объёма и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и городском уровне

Материально-техническая база

1.      Щиты с кольцами

2.      Стойки для обводки

3.      Гимнастическая стенка

4.      Гимнастическая скамейка

5.      Скакалки

6.      Гимнастические маты

7.      Мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные

8.      Гантели различной массы

9.      Насос ручной со штурцером

10.   Сетка волейбольная

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя:

 Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, Москва «Просвещение» 2008 г. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.

 «Тренировка быстроты и ловкости баскетболиста» Москва 1971 г. З.Я.Кожевникова.

Методические рекомендации «Обучение приемам игры в волейбол». Изд. ПГПУ имени В.Г.Беленского, под редакцией А.М.Кулясов, В.С.Куракин, 1994 г.

 «Баскетбол - игра и обучение» Москва 1971 г.  Ф. Линдберг.

 «Спортивные игры». Учебник для студентов факультетов физического   воспитания педагогических институтов. Москва 1973 г.

 «Спортивные игры». Ю.И. Портных. Москва 1975 г.

 Спортивные игры, Москва 2002 г., Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова

 Здоровый образ жизни в современной школе, Ростов на Дону 2007 г., Е.А.Воронова

Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.

Баландин Г.А.  Урок физкультуры в современной школе.

Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова,  Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007.

Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка

Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.

Мини – баскетбол в школе. Ю.Ф. Буйлин

Интернет – ресурсы

Сеть творческих учителей  www.it-n.ru

http://www.bibliotekar.ru  библиотека

http://ru.savefrom.net/  для скачивания видео с интернета

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com   Сеть творческих учителей,

http://www.openclass.ru/sub/Физическая культура

Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество учителей физической культуры.

http://www.uchportal.ru                    Учительский портал.

http://ballplay.narod.ru                      Персональный сайт

Скиндера  Александра Васильевича. На сайте очень  много полезной

информации  по методике подготовки баскетболистов.

http://www.kes-basket.ru/                 Школьная баскетбольная лига.

http://g2p.tatarstan.ru/rus/info.php?id=6990 Информационный сайт министерства Республики Татарстан, физкультура

 

Литература для учащихся:

Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! _ М.:Просвещение.2004

Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011

Виленский М.Я.; Туревский И.М.; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2011

Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2011