«Зимний полиатлон 11-13 лет»

Настоящая программа по-зимнему полиатлону разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым Положением «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 24.10.2012 № 325, примерной программой спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР «Полиатлон», допущенной Федеральным Агентством по физической культуре и спорту.

Программа составлена на основании нормативных документов Министерства туризма и спорта, типовых программ для видов спорта с учетом многолетнего опыта работы по комплексу ГТО и Президентских тестов физической подготовленности населения. Программа предполагает профессионально-ориентированный уровень освоения.

Полиатлон - комплексное спортивное многоборье. Полиатлон как вид спорта создан в 1992 году и является продолжением существовавшего в Советском союзе спортивного комплекса ГТО. Зимний полиатлон включает в себя следующие дисциплины: зимнее троеборье, зимнее двоеборье. В зимнем полиатлоне могут быть представлены следующие виды спортивных состязаний: лыжные гонки (на 1, 2, 3, 5 или 10 км.) - обязательно; стрельба из пневматического оружия (дистанция - 10 м, диаметр мишени - 5 или 25 см, по 5 или 10 выстрелов); силовая гимнастика: подтягивание на перекладине (у юношей); отжимания в упоре лёжа на помосте от контактной платформы (у девушек).

Направленность - физкультурно-спортивная.

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему, при этом все двигательные действия в комплексе оказывают положительное влияние на физическое и психологическое развитие организма.

Актуальность программы в том, что программа по-зимнему полиатлону разработана с учетом всех физиологических и психологических особенностей обучающихся подросткового возраста. Программа составлена на основе материала, который подростки изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, а также на основе программы по-зимнему полиатлону для групп начальной подготовки первого года обучения.

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия зимним полиатлоном способствуют гармоничному развитию организма, формированию правильной осанки, развитию координационных способностей, общей выносливости, развитию духа коллективизма, оказывают положительное действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций.

Педагоги

Стрельченко Сергей Александрович

Содержание программы

Теоретические занятия

Вводное занятие.

Порядок и содержание работы секции. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь, стрелковое оружие. Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками, стрелковым оружием на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря, стрелкового оружия. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Классификация стрелковых ружей. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

История возникновения полиатлона в России. Связь между ГТО и полиатлоном. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по полиатлону. Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

 

Практические занятия

1. Кроссовая подготовка

Теория. Научить основам техники бега. Объяснить, что такое работа в определенной зоне интенсивности нагрузки. Объяснение техники выполнения упражнений.

Практика. Равномерный бег по пересеченной местности в заданной зоне интенсивности нагрузки (темпе). Бег с ускорениями. Выполнение упражнений, направленных на развитие координационных способностей, развитие эластичности мышц и подвижности суставов.

 

 

 

 

 

2. Силовая гимнастика

Теория. Объяснить занимающимся, что в понятие специальной силовой подготовки входит силовая гимнастика. У юношей подтягивания, у девушек (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) отжимания. Объяснение техники выполнения.

Практика. Выполнение подтягиваний и отжиманий в облегченных условиях, в нормальных условиях и с отягощениями.

3. Спортивные и подвижные игры, эстафеты

Теория. Объяснить правила игр и эстафет. Способствовать воспитанию духа коллективизма. Развивать способность быстро реагировать и способность принимать нестандартные решения. Повышать эмоциональный фон занимающихся.

Практика. Эстафеты бегом и на лыжах. Эстафеты с применением различного дополнительного инвентаря. Спортивные игры в футбол, баскетбол, волейбол по упрощенным правилам. Подвижные игры на основе хоккея, баскетбола. Игра в лапту.

4. Стрелковая подготовка

Теория. Рассказать о пулевой стрельбе, о строении пневматического оружия, о правилах его применения. Рассказать и показать технику стрельбы.

Практика. Научиться правильной изготовке. Научить стоять в статическом положении упора с винтовкой и без. Стрельба из пневматической винтовки из упора с 5, а затем с 10метров.Упражнения в прицеливании, в спуске курка. Стрельба на кучность по белому листу.

5. Лыжная подготовка

Теория. Объяснить, как правильно одевать лыжи и палки. Рассказать о технике передвижения классическим лыжным ходом.

Практика. Школа лыжника. Научить занимающихся правильно падать. Научить основам техники. Научить основам техники торможения, прохождения спусков и поворотов. Научить основам техники подъемов. Передвижение на лыжах по равнине и пересеченной местности. Преодоление дистанций 3,5 и 7 км. Выполнение тренировок на выносливость и скорость. Передвижение по равнине и пересеченной местност

6. Подготовка к соревнованиям и промежуточный контроль.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 1-3 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 1-3 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 2-3 км, в годичном цикле. Сдача нормативов ГТО.

 

Цели программы

Развитие координации движения, точного глазомера, концентрации внимания, скоростной и силовой выносливости через занятия зимним полиатлоном.

Результат программы

В технической подготовке:

- технику классических ходов;

- технику свободного хода;

- технику стрельбы;

- технику отжимания от пола и подтягивания на высокой перекладине;

в физической подготовке:

- прохождение дистанций 2 км в скоростном режиме,

Дистанции 4 км без учета времени в умеренном режиме передвижения.

Особые условия проведения

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с санитарной эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса. Занятия проходят в спортивном зале общей площадью не менее 100 м 2, (4 м2 на одного ребенка), с соблюдением режима проветривания и с соответствующим освещением. Спортзал – разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 18-20 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция.

Требования к оборудованию учебного процесса: наличие в спортзале гимнастических скамеек, скакалок, гантелей, гирь, мячей.

Требования к оснащению учебного процесса: спортивный зал оборудован шведской стенкой, турниками, брусьями и специальными спортивными матами и пулеулавливателем.

Обязательным требованием является наличие спортивной формы у учащихся: футболка, спортивный костюм, спортивная обувь: кеды или кроссовки. Для занятий на улице – спортивная форма по погоде.

Температурный режим для занятий лыжной подготовкой 5 – 7 класс – 16оС (при слабом ветре – 2-4 м/с).

Обязательным условием для поступающих является наличие справки от педиатра о том, что ребенку можно заниматься физкультурой.

 

Теоретическая часть программы реализуется в форме занятий в МБОУ ДОД КЦДО, зд. № 2, кабинет «Лыжные гонки». Информационными ресурсами выступает литература по тематике «Лыжные гонки»; Интернет-сайты, плакаты, обрабатывающие станки.

Практические занятия проводятся в МБОУ ДОД КЦДО, зд. № 2, кабинет «тренажёрный зал», площадке ГТО, в ФОК, в парке им. Землячка, школьный стадион и на лыжном стадионе в д. Сафроновка. В процессе занятий широко используется имеющееся лыжные станки для обработки лыж, а также инструмент для снятия парафина и мазей, пулеулавливатель для стрельбы из пневматических винтовок. Наличие связей с библиотекой, центр народной культуры и туризма позволяет разнообразить занятия, добиваясь реализации цели и решения задач программы.

 

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования Стрельченко Сергей Александрович первой квалификационной категории. Педагог 1 раз в 3 года проходит курсовые мероприятия в АО ИОО по профилю деятельности. Профессиональные компетенции педагога соответствуют профессиональному стандарту "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых".

Материально-техническая база

Спортивное оборудование и инвентарь:

 Лыжи, ботинки лыжные, палки лыжные, крепления лыжные, лыжные роликовые коньки, наборы мазей лыжных на различную погоду, наборы парафинов для скольжения, станок для обработки лыж, наборы для обработки лыж, чехлы для перевозки лыж, пневматические винтовки, чехлы для перевозки пневматических винтовок, сейф для хранения пневматических винтовок, мишени, пульки, пулеулавливатель, снегоход для подготовки трассы, освещенная лыжная трасса, разметочные конусы, мячи для спортивной подготовки, секундомер, свисток, набор штанг, гирь, гантелей для силовой подготовки, скакалки, брусья, турники, тренажёры, фитнес коврики, спортзал для проведения спортивных игр.

 

        Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

 Учебно-демонстрационные плакаты, стенды, станок, методические материалы, видеофильмы, компьютер, электронные образовательные ресурсы, проектор.