- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Семейный туризм.
Семейный туризм.
- (4)
Программа предусматривает теоретический и практический материал по пешеходному, лыжному туризму, рассчитана на трехгодичное обучение.
Занятия носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по спортивному ориентированию, топографии, краеведению, походной жизни, учатся преодолевать трудности, овладевают навыками полного самообслуживания, участвуют в общественно полезной работе. Основы теоретических знаний закрепляются на практике во время учебно-тренировочных выходов, походов, что ведёт к прочному усвоению материала и способствует выработке двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке, повышению уровня физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.
преподаватели
Маркова Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования.
Содержание программы
Разделы и темы программы:
ВВЕДЕНИЕ.
Вводное занятие.
Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности.
ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.
Туристские возможности родного края, природа и его история. Краеведческая работа в походе.
Особенности пешеходного туризма.
Туристское снаряжение. Рюкзаки.
Бивуак. Привалы и ночлеги.
Гигиена туриста. Медицинская подготовка туриста.
Организация и подготовка пешеходного похода.
Питание в туристском походе.
Подготовка к походу выходного дня.
Поход в окрестности города.
Техника безопасности при проведении похода.
Подведение итогов похода. Составление отчетности.
Ориентирование на местности. Топография.
Техника и тактика пешеходного похода. Спортивная подготовка туриста. Узлы.
ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ.
Особенности лыжного туризма.
Тактика и техника лыжного туризма. Физическая подготовка туриста-лыжника.
Краеведческая работа в зимнем походе. Охрана природы.
Естественные препятствия в лыжном походе, техника их преодоления.
Топография и ориентирование на местности.
Снаряжение.
Питание.
Привалы в полевых условиях, костры.
Гигиена туриста-лыжника. Доврачебная медицинская помощь.
Организация и подготовка лыжного похода.
Техника безопасности при проведении похода.
Подготовка к походу выходного дня.
Лыжный поход выходного дня.
Подведение итогов похода выходного дня. Составление отчетности.
Цели программы
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности туризма для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
Результат программы
В результате прохождения программы, обучающиеся будут иметь представление:
• об истории развития туризма;
• о классификации туризма;
• о месте туризма в современном российском обществе;
• об уровне развития спортивного туризма в России;
• об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;
• о подстерегающих опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных неправильным действием туристов.
Обучающиеся узнают:
• историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
• замечательных людей своего населенного пункта, района;
• особенности природных условий родного края, природу, животный, растительный мир, знать основы краеведческой подготовки;
• основы техники и тактики лыжного и пешеходного туризма;
• основы технических и тактических приемов спортивного ориентирования;
• способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота), функциональные возможности своего организма;
• основные правила поведения в лесу (походе);
• как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
• технику безопасности при проведении похода, на биваке, при движении на маршруте, при заготовке дров, разведении и работе у костра;
• как вести себя в экстремальной ситуации, опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, с дикими животными и ядовитыми растениями, насекомыми;
• сигналы бедствий, правила и приемы транспортировки пострадавшего;
• узлы, уметь их вязать и знать их назначение, уметь правильно применять их на практике;
• условные топографические знаки спортивных карт;
• приемы ориентирования карты, способы определения точки стояния;
• рельеф местности и его изображение на спортивных картах;
• правила упаковки и транспортировки продуктов в походе;
• типы, виды костров и их назначение;
• туристические песни, игры;
• правила проведения соревнований по туризму;
• основы гигиены туриста.
Обучающиеся научатся:
• определять географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;
• проводить краеведческие исследовательские и поисковые работы по заданным темам;
• готовить личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и уложить рюкзак;
• ориентироваться на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;
• надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;
• выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
• комплектовать походную аптечку, применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;
• оказывать доврачебную медицинскую помощь;
• изготовлять туристские самоделки, снаряжение;
• пользоваться топографическими и спортивными картами, читать карты;
• пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;
• определять погоду по местным признакам;
• приготовлять пищу на костре;
• правильно подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и сложности похода;
• составлять меню на каждый день похода;
• заполнять маршрутную книжку на поход, вести дневник похода;
• оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• разведению костра в любую погоду;
• установки палатки в любых условиях;
• оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях;
• безопасному обращению с туристским снаряжением, специальными приспособлениями;
• самостоятельно организовать туристский бивак.
Особые условия проведения
Для зачисления в объединение, работающее по данной программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы первого года обучения комплектуются детьми в возрасте 7-13 лет. Второго года – из числа успешно освоивших программу 1-го года; третьего – по результатам сдачи нормативов по физической культуре и технической подготовки в соответствии с полом и возрастом.
В группы второго и третьего годов обучения могут входить дети, не занимающиеся на 1 году обучения, но показавшие хорошие результаты на соревнованиях различного уровня и сдавшие нормативы по ОФП.
Материально-техническая база
Программа предполагает наличие необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного, а также обзорные карты края; схемы; топографические и спортив¬ные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и специальное туристическое снаряжение.
Оборудование:
Рюкзаки туристский.
Спальный мешок – 15 шт.
Турковрики – 15 шт.
Штормовой костюм – 15 пар.
Рукавицы брезентовые – 15 пар.
Ботинки туристические (типа " вибрам ") - 15 пар.
Тренировочный костюм х. б. – 15 пар.
Система страховочная – 15 пар.
Палатки – 5 шт.
Топор, котелки, пила, канистры, примуса, лопата
Спальный мешок
Палатки туристские
Коврик туристский
Компас
Медицинская аптечка
Веревка основная (40 м)
Веревка вспомогательная (40 м.)
Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
Лыжи
Палки лыжные
Лыжные ботинки
Секундомер