«Юный патриот»

I. Вводное занятие (2 часа)
Ознакомление с планом работы кружка, расписанием занятий. 
II. Раздел «Патриотические движения» (2 часа)
Занятие 3-4
История патриотических движений. Страницы истории отечественных детско-юношеских патриотических движений (скаутское движение в Российской империи, пионерия в СССР, военно-тактические игры «Зарница», "Орленок«).

III. Раздел «Организация Вооруженных Сил РФ» (10 часов)

Занятие 5-11
История русского воинства. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их назначение. 

Занятие 12 – 14
Ознакомление с военной формой, воинскими званиями, государственными наградами Российской Федерации, ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации. Понятия: форма, награда, звание.
Практическое занятие № 2 Просмотр учебных и художественных фильмов. Экскурсии. Посещение музеев боевой славы. Определение видов формы и знаков отличия. Определение наград.

IV. Раздел «Государственные символы» (6 ч)
Ознакомление с официальной символикой РФ, Архангельской области, города Мирный.

Занятие 15
Дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг.

Занятие 16
Архангельская область – родной мой край. Символика области. Основные достопримечательности. Понятие: область, край.

Занятие 17
Родной посёлок – частица России. Символика города Мирный и космодрома Плесецк. Страницы истории города и космодрома. Понятие: космодром.

Занятие 18
Достопримечательности города. Известные люди. Понятия: город.

Занятие 19
Моя улица. Знакомство с улицами города. История названий улиц. Правила поведения на улице. Экскурсия «Ориентировка в городе». Понятие: улица.

Занятие 20
Практическое занятие № 3 по теме "Государственные символы«

V. Раздел «Ратные страницы истории Отечества» (13 ч)
Знакомство с великими отечественными полководцами. Города-герои. Дни воинской славы.

Занятие 21
Русский солдат. Доблесть русского солдата. Непобедимость русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. 

Занятие 22
День вывода войск из Афганистана. Причины, результат войны. Понятия: страна, талибы, Афганистан.

Занятие 23
День защитника Отечества. Государственный праздник – День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать. Понятия: государственный праздник, военный, Отечество.

Занятие 24
Показать мужество и героизм женщин- участниц войны. Женщины в погонах вчера и сегодня. Подвиги Женщины на войне.

Занятие 25
Военные забавы юного Петра. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. 

Занятие 26
Великие полководцы. Адмирал Ф.Ф. Ушаков. Черноморский флот. русско-турецкая война. Понятия: тактика. лик святых.

Занятие 27
Великие полководцы. А.В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья. Понятия: сила духа, здоровье.

Занятие 28
Великие полководцы. Генерал-фельдмаршал Кутузов М.И. Военные заслуги. Понятие: заслуга, Бородино.

Занятие 29
Дни воинской славы – дни славных побед. Историческое их значение. Основные даты, события, герои. Воинская традиция. Понятия: значение, воинская слава.

Занятие 30
Великие полководцы ВОВ (Жуков Г.К., Василевский А.М., Рокоссовский К.К., Баграмян И.Х.). Понятие: маршал, полководец, военачальник.

Занятие 31
Города-герои. Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). Город – герой Москва. Ленинград. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Понятия: город – герой, защитник.

Занятие 32
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. Познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны. Понятия: ветеран, поклонение.

 

Занятие 33
Практическое занятие № 4 по теме «Этот день мы приближали, как могли». Основные этапы ВОВ, события, даты, герои.

VI. Заключение (1 ч)

Занятие 34
Подведение итогов работы юнармейского отряда за год. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Педагоги

Педагог дополнительного образования- Попова Инга Александровна

Содержание программы

Формы работы:
- теоретические занятия;
- семинары, практикумы;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- изучение художественной и специальной литературы;
- встречи с участниками событий;
- экскурсии;
- участие в школьных и городских военно-спортивных соревнованиях;
- уход за памятными местами;
- исполнение песен.

Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- практический.
Используемые технологии:
- личностно-ориентированная,
- технология обучения в сотрудничестве,
- групповые технологии,
- исследовательского (проблемного) обучения

Учебно-тематический план

Номер раздела Название раздела Количество часов
1 Вводное занятие 2
2 Патриотические движения 2
3 Организация ВС РФ 10
4 Государственные символы 6
5 Ратные страницы истории Отечества 13

6 Заключение 1
Итого: 34

Календарно-тематический план:

Номер и название раздела Дата Наименование разделов и тем Количество часов Корректировка к занятию
I
Введение 1 неделя сентября Вводное занятие № 1.
Ознакомление с планом работы отряда. Инструкции. 1
2 неделя сентября Вводное занятие № 2.
Защита Отечества – конституционный долг и обязанность гражданина РФ. 1
II Патриотические движения 3 неделя сентября История патриотических движений. 1
4 неделя сентября История юнармейского движения.
Устав ВВПОД Юнармия.
История становления отряда «Рокот». 1
III Организация ВС РФ 1 неделя октября История русского воинства. 1
2 неделя октября Структура ВС и основные задачи. 1
3 неделя октября Воздушно-космические силы 1
4 неделя октября Подготовка к празднованию 7 ноября.
Смотр строя шага и песни, посвященный проведению парада 7 ноября 1
1 неделя ноября Проведение мероприятий, посвящѐнных Дню народного единства 1
2 неделя ноября Ракетные войска стратегического назначения 1
3 неделя ноября Практическое занятие № 1 по теме «Структура ВС РФ» 1
4 неделя ноября Создание военной формы. 1
1 неделя декабря Государственные награды Российской Федерации. Ведомственные награды. 1
2 неделя декабря Практическое занятие № 2. Определение видов формы, знаков отличия, наград. 1
IV Государственные символы 3 неделя декабря Государственные символы РФ. 1
4 неделя декабря Официальная символика, география Архангельской области. 1
2 неделя января Официальная символика, география города Мирный и космодрома Плесецк. Просмотр документального фильма «Космодром Плесецк» 1
3 неделя января Достопримечательности и известные люди города. 1
4 неделя января Знакомство с улицами города. История названий улиц. 1
1 неделя февраля Практическое занятие № 3 на тему «Государственные символы». 1
V
Ратные страницы истории Отечества 2 неделя февраля Великие полководцы.
Доблесть русского солдата.
Дмитрий Донской и Александр Невский. 1
3 неделя февраля День вывода войск из Афганистана. Главные подвиги наших солдат. 1
4 неделя февраля День защитника Отечества 1
1 неделя марта Женщина на войне сегодня и вчера 1
2 неделя марта Победы Петра Первого 1
3 неделя марта Адмирал Ушаков Ф.Ф. 1
4 неделя марта Образ полководца Суворова А.В. 1
1 неделя апреля Генерал-фельдмаршал Кутузов М.И. 1
2 неделя апреля Дни воинской славы 1
3 неделя апреля Великие полководцы ВОВ (Маршал Жуков Г.К., Василевский А.М., Рокоссовский К.К., Баграмян И.Х.) 1
4 неделя апреля Города-герои 1
1 неделя мая Мероприятия, приуроченные к Дню Победы 1
2 неделя мая Практическое занятие № 4 по теме «Этот День мы приближали, как могли» (обобщающее занятие). 1
VI Заключение 3 неделя мая Подведение итогов года 1

Цели программы

Цель программы – это всестороннее развитие личности подростков, воспитание любви к малой Родине и Отечеству, а также сохранение и преувеличение патриотических традиций, формирование у молодежи готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Задачи:
Обучающие:
- углубление знаний по истории и географии РФ и города Мирный;
- приобретение знаний о военной истории Отечества;
- знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
- знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем.
Развивающие:
- развитие духовных качеств личности,
- развитие лидерских качеств подростков,
- развитие умений работать в группе, коллективе;
- формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний.
Воспитательные:
- воспитание уважения к Родине;
- воспитание чувства ответственности за порученное дело, верности воинскому долгу, Боевому Знамени отряда как символу воинской чести, доблести и славы.

Результат программы

Обучающийся должен
знать:
• Историю родного края;
• структуру армии РФ, рода войск;
• источники и духовные основы массового героизма Российских воинов при защите Отечества;
• выдающихся полководцев России;
• историю создания военной техники и оружия;
• военно-политические итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
• принципы здорового образа жизни.
уметь применять знания на практике:
• уважительно относиться к символам воинской славы и юнармейского движения;
• исполнять гимн Юнармии;
• что такое воинская дисциплина и требования к ней;
• правила поведения в воинском коллективе.

Особые условия проведения

Основное требование – выполнение правил и порядков и желание заниматься в кружке. Программа «Юный патриот» отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Материально-техническая база

 

Оборудование и приборы: проектор, экран настенный, ноутбук.

Учебные карты, коллекции, модели:
Комплект плакатов по начальной военной подготовке.
Плакаты (таблицы):
а) основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
б) меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Плакаты:
а) воинские звания и знаки различия;
б) по организации и несению внутренней службы;
в) по организации и несению караульной службы.
Комплект плакатов по строевой подготовке.
2) Дидактический материал: разработки тематических тестов, задач, викторин; онлайн – тесты, инструктивные карточки – памятки для выполнения практических работ; тематические презентации, видеоуроки, видеофильмы.
Список литературы

1. И. А. Пашкович. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград 2006.
2. А.А. Обухова. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: Методическое пособие.- Воронеж.2006. –166с.
3. Педагогика. Психология. Управление. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. 368с.
4. Ю. А. Науменко, А. И. Аверин, И. Ф. Выдрин, Н. К. Ендовицкий. Начальная военная подготовка: Учеб. Для учащихся 10-11 кл.- 8-е издание, испр.-М.: Просвещение, 1985. –265с.
5. Г. Я. Чернышов. Военные знания: Ежемесячный научно-популярный журнал: – М.: ООО «Редакция журнала „Военные знания“»: ГУП. «ИПК» Московская правда", 2002-2008 – 50с.