Кружок по обучению чтению «АБВГДейка»

Программа обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. Проводится целенаправленная работа по обогащению и активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

За основу программы взята методика и букварь Н.С. Жуковой, как пособие по обучению чтению дошкольников, и рабочая тетрадь «АБВГДейка» Т.Л. Вербицкой. Обучение чтению опирается на традиционную методику – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод. Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и предупредить нарушение письма и чтения.

Педагоги

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Зимирева Ирина Северьяновна. Стаж работы логопедом - 14 лет.

Содержание программы

Программа рассчитана для занятий с детьми в возрасте от 5 до 6 лет. Срок реализации – 9 месяцев (с сентября по май). Продолжительность занятия – 25 минут, 2 раза в неделю.

Учебно-тематический план:

1. Диагностика – 2 занятия.

2. Вводное занятие – 1.

3. Игровые занятия – 61.

4. Итоговое занятие – 1.

Занятие проводятся в форме "Путешествия в страну Звукознания".

Разделы программы:

1. Звуки:

понятие "звук";
акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
звуковой анализ состава слогов и слов;

2. Буквы:

знакомство с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой.
Знакомство с траекторией движений при написании буквы: обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
обведение буквы по трафарету; обведение буквы по контуру; запись буквы в воздухе; выкладывание с помощью счётных палочек.
нахождение букв среди других букв.

3. Дифференциация понятий «звук» и "буква«.

4. Слоги:

подбор слов на заданный слог;
составление.
чтение прямых и обратных слогов,
печатание слогов.

5. Слова:

чтение слов, печатание слов;
нахождение заданных слов в таблице слов;
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

6. Предложение:

составление предложений с заданными словами;
подсчёт слов в предложении;
чтение простых предложений, печатание предложений.

В содержание занятия входит:

-знакомство с новым звуком, его характеристика, обозначение звуковичками;

-подбор слов с заданным звуком;

-определение позиции звука в слове;

-деление слов на слоги, ударение;

-обозначение звука буквой;

-сравнение «на что похожа буква», запоминание образа буквы;

-развитие мелкой моторики рук: выкладывание букв из счетных палочек, шнурочков, пуговиц, проволочки и т.п.;

-работа с буквами: обводка, штриховка, выкладывание, узнавание, чтение;

-складывание из букв слогов, их чтение;

-работа в букваре: буква, слог, слово, предложение;

-чтение, ответы на вопросы, схема предложения;

-работа в тетради: умение держать карандаш в руке, посадка при письме;

-штриховка, знакомство с печатной буквой, её написанием;

В конце занятия выполнение развивающих заданий, ребусов.

Подведение итогов.

Цели программы

Цель: Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.

Задачи:

· Формировать навык слогослияния.

· Обучать грамотному, осознанному чтению.

· Формировать языковой анализ и синтез слов.

· Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

· Совершенствовать грамматический строй речи.

· Развивать связную речь.

· Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

· Развивать психологические процессы.

· Развивать графомоторные навыки.

· Формировать навык самоконтроля.

· Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

 

Результат программы

По окончании обучения в кружке «АБВГДейка» ребенок:

- различает понятия "буква – звук";

- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);

- владеет понятиями: звук «гласный» – "согласный«,

-согласный «мягкий»- «твёрдый», «глухой» – "звонкий«;

- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные слова;

- умеет делить слова на слоги;

- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;

- умеет отличать слово от предложения;

- читает предложения;

-отвечает на вопросы по тексту.

 

 

Особые условия проведения

Ограничение по возрасту:нет.

Обеспечивается техническое оснащение занятий программы:

букварь Жуковой Н.С., рабочая тетрадь "АБВГДейка" Вербицкой Т.Л., цветные карандаши, ручки, наборы букв, счетные палочки и др. 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в специально отведенном и оборудованном групповом помещении дошкольного учреждения. В процессе обучения используются: мольберт, доски магнитная и меловая, учебные столы и стулья, телевизор, дидактические пособия по обучению чтению и звуковому анализу. Каждые ребенок на занятии обеспечен необходимым для обучения раздаточным материалом.